Землянко Анна Васильевна
Внеклассное экологическое мероприятие для 1–4 классов «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное экологическое мероприятие для 1–4 классов
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ.
(Экологическая игра – путешествие Экологическая игра – путешествие для 1 – 4 классов)
Цели :
закрепить знания учащихся о разнообразии животного и растительного мира и представления о взаимосвязи в природе;
развивать познавательный интерес;
сформировать у детей знания о нормах и правилах поведения в природе;
выработать потребность в общении с природой и бережное отношение к ней.
Оборудование :
картины с изображением деревьев и лекарственных трав;
грибы съедобные и несъедобные;
Публикация «Внеклассное экологическое мероприятие для 1–4 классов „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Планета Земля - наш дом
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
шапочки с изображением цветов для детей;
иллюстрации с правилами поведения в природе;
запись «Звуки природы, «Голоса птиц», «Шум леса»;
песня «Девочка Весна», сл. и муз. Г. Гладкова.
кроссворд;
презентация «Земля – наш общий дом».
Ход игры.
Учитель.
- Ребята, сегодня мы проведём с вами экологическую игру – путешествие под названием «Земля – наш общий дом».
Земля – это малая частичка Вселенной, но только на ней есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого касаются её беды. В эпоху научно – технического прогресса природа оказалась беззащитной перед человеком. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, разрушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, животные, растения. Жизнь человека немыслима без животных и растений. Наша общая задача – сберечь планету Земля
И вот сегодня мы и отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, то есть в мир природы.
Мы с вами будем останавливаться на «станциях» и выполнять задания. И так в путь!
Станция «Лесная» (слайд)
(Звучит запись «Шум леса»)
Ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
(слайд)
(Выходит ученик «Лесовичок»)
Лесовичок.
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Старичок – Лесовичок –
Кто я, сразу не поймёшь,
На неведомых дорожках
Ты в лесу меня найдёшь!
Домик мой в глуши лесной,
Лес я слушаю весной.
На деревья и цветы
Льётся солнце с высоты.
Охраняю лес густой,
И друзья мои со мной:
Белки, ёжики, кроты,
Будь же другом мне ты!
Учитель.
Ребята, мы с вами оказались в лесу. Лес - это наш зелёный друг. Нет на земле человека, чья жизнь не была б так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: как много предметов сделано из дерева. Из древесины сделаны учебники и тетради. Это уникальный природный комплекс, дающий продукцию более 20 тысяч наименований и всю отличного качества, на любой вкус и для любых нужд: насыщенный кислородом воздух, витамины, пищевые продукты, строительные материалы, сырьё для промышленности, корм для скота. Более 30тысяч деревьев и кустарников образуют основу лесов нашей планеты.
(Выбегает девочка в шапочке лисички)
Лисичка.
Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
- Пока мы гуляем в лесу, я хочу проверить, что вы знаете о деревьях.
Кроссворд. (Лисичка предлагает детям отгадать кроссворд)
- Ребята, смотрите какая красивая полянка, давайте присядем, отдохнём и проверим свои знания о деревьях.
(Слайд с кроссвордом)
(Помимо того, как дети отгадывают, открывается слайд с изображением деревьев или вывешивается картинка на доску)
1. В народе это дерево называют «Сладким». Из его цветков пьют целебный чай при простуде. (ЛИПА)
2. Какое «Кудрявое чудо – дерево» имеет единственную в мире белую кору? (БЕРЁЗА)
3. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нём как раз и нет. (ЛИСТВЕННИЦА)
4. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (ЧЕРЁМУХА)
5. Про это дерево в народе говорят : «листок колючий, а ствол липучий». Это дерево при ранении ствола выделяет «янтарные слёзы», которые закрывают рану. (СОСНА)
6. Это могучее дерево в народе назвали «прадед прадедов» А фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. Что это за дерево? (ДУБ)
7. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (РЯБИНА)
- Какое ключевое слово получилось? (Природа)
- Молодцы! Вы хорошо знаете деревья леса.
(Появляется девочка в шапочке белочки)
Белочка.
Лес, как сказочное царство.
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки,
Ну а чем и как лечить,
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Белочка.
-Гуляя по лесу мы встретили лекарственные растения. Я хочу вас проверить, знаете ли вы их. Задания для вас вот какое : загадаю загадку - описание, вы должны назвать, что это за лекарственное растение.
Слайд (отгадки - картинки)
Лекарственные растения.
1. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.
(МАТЬ-И-МАЧЕХА)
2. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь тому, кто поранил руку или ногу. (ПОДОРОЖНИК)
3. Это жгучее растение при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. (КРАПИВА)
4. Какой лесной кустарник является настоящим накопительным витамином С. (ШИПОВНИК)
5. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (МЯТА)
6. Сегодня полянка золотисто- жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки… (ОДУВАНЧИК)
7. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери их в рот – она ядовита. (ЛАНДЫШ)
Учитель.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием белочки.
Сценка «Белая черёмуха» (По З. Александровой) Слайд с изображением черёмухи.
Девочка 1.
Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Лёгкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.
Девочка 2. (любуясь черёмухой)
-Чья это черёмуха?
Девочка 3.
Да это ничья.
Белая Снегурочка
Около ручья.
(Идёт группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки) Убирается картинка.
Девочка 1.
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Учитель. (слайд)
- Почему мы с лесом дружим, и чем он нам дорог?
Дети. (по очереди)
1. Лес – это наше богатство.
2. Лес - - это зелёный наряд нашей планеты.
3. Там где лес – там чистый воздух.
4. Лес – это дом для зверей и птиц.
Учитель.
Все знают, что в гостях надо вести себя вежливо, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда мы к ним приходим. Есть такие хорошие слова : «Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего такого, что посчитал бы неприличным сделать в гостях». Помните, что в лесу вы гости. Необходимо знать правила культуры поведения.
(Выходят дети с иллюстрациями и рассказывают о правилах поведения в природе)
Ученик 1.
Не режь кору деревьев!
Стоит сделать в коре крохотную ранку, как туда попадают споры грибов – трутовиков или поселятся вредные насекомые. Дерево теряет много сока, оно может ослабнуть и погибнуть.
Ученик 2.
Не оставляй мусор в природе!
Люди, оставляющие после себя мусор, поступают неприлично. Знайте, что брошенная бумага будет лежать более дух лет, консервные банки – 30лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000лет.
Ученик 3.
Не разжигай костров в лесу!
В лесу нельзя разжигать костры. Это может вызвать лесной пожар. Знайте, что место под костром не зарастает 5- 7 лет. Создаётся почва очень медленно. Слой толщиной 1.5см – от 100 до 300лет.
Можно разводить костры вдали от деревьев, используя старые кострища. Использовать для костра можно сушняк и валежник. Собирая их, вы очистите леса от отмерших деревьев и сухих веток.
Ученик 4.
Не разоряй муравейник!
Муравьи очень нужны лесу. Они – лесные санитары. Лес, в котором живут муравьи, чист и свеж. В нём много ягод и грибов.
Учитель
- Соблюдайте эти простые правила, и вы будите желанными гостями в любом лесу.
Появляется Лесовичок.
Лесовичок.
Отгадайте загадку:
Очень много их под осень
Возле ёлочек и сосен.
Урожай на них богатый
Любят собирать ребята. (ГРИБЫ)
- Мы продолжаем наше путешествие. Мы на станции «Грибная»
Слайд (Станция «Грибная»)
Грибы – удивительные создания. С одной стороны, много людей любят их собирать и знают их тайны. С другой стороны, даже учёные знают о них совсем немного. Грибы нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать воду и растворённые в ней питательные вещества. В грибах, как и в овощах, много витаминов. Не только люди, но и животные питаются грибами. Это белки и глухари. Некоторые животные лечатся ядовитыми грибами для человека. Мухоморами лечатся лоси, сороки, кабаны.
(Выходит девочка в шапочке белочки)
Белочка.
- Я хочу проверить, знаете ли вы грибы. На полянке выросли грибы. Я загадаю загадку, а вы по описанию найдите нужный гриб и положите съедобный гриб в одну корзинку, несъедобный - в другую.
(Задания выполняют на слайде. Можно использовать картинки : грибы и 2 корзинки, которые крепятся на доску.)
Игра «Угадай гриб»
1. Этот гриб можно встретить не только под берёзой. Чаще всего он растёт именно под этим деревом. (ПОДБРЁЗОВИК)
2. Живут эти грибы на деревьях и на пнях. Живут большими компаниями. Иногда у одного дерева можно собрать целое лукошко. (ОПЯТА)
3. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, красные, и фиолетовые. А название - одно. (СЫРОЕЖКИ)
4. А этот красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
на шляпке горошки. (МУХОМОР)
5. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил своё название. Это царь – гриб. (БЕЛЫЙ)
6. В сухую погоду шляпки этих грибов
ничем не примечательны,
а в сырую блестят, будто смазанные
маслом. (МАСЛЁНОК)
7. У него невзрачный вид,
Воланчик его на ножке не украсил.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки!
Его называют… (БЛЕДНОЙ ПОГАНКОЙ)
8. Шляпки этих грибов похожи на опавшие
осенние листья дерева, под которым они чаще
всего встречаются. (ПОДОСИНОВИК)
Учитель.
- А сейчас рубрика «Это интересно»
(Выступают два ученика)
Ученик 1.Белка заготавливает на зиму 600 граммов сухих грибов. (показывает картинку)
Ученик 2.Среди трубчатых грибов быстрее всех растёт подберёзовик – по 4- 5см в сутки.
(показывает картинку)
Ученик 1.Каждый год на гектар леса падает свыше 2тонн хвои, листьев, шишек, коры. Всё это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
(показывает картинку)
Ученик 2.Лисички и луговые опята – единственные грибы, которые никогда не бывают червивыми. (показывает картинки)
Учитель.
- Какие правила надо соблюдать при сборе грибов? Об это нам расскжут ребята.
(Выходят 2 ученика)
Правила.
Ученик 1. Собирай только знакомые грибы!
Среди незнакомых могут оказаться и ядовитые.
Ученик 2. Не сбивай мухоморы!
Пусть они лес украшают и животных
от болезней спасают.
Учитель.
-Продолжаем наше путешествие. Следующая станция «Пернатые друзья»
(Слайд с написанием станции)
Звучит запись «Голоса птиц»
Ученик.
Ждёт птиц трудная работа,
Целый день одна забота-
Накормить своих птенцов,
Желторотых молодцов.
Ну а им и горя мало,
Потому что кормит «мама»,
В тёплом гнёздышке лежат
Потихонечку пищат.
Им родители приносят
Много разных вредных мошек,
Столько, что не перечесть,
Вот за это птицам- честь!
Учитель.
- В лесу, в поле, на водоёмах живут наш пернатые друзья. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы приносят большую пользу. Я хочу проверить, знаете ли вы птиц. Проведём игру.
Игра «Узнай птицу» (Слайд с изображением угаданной птицы или показ картинки)
Задание. (Детям раздаются карточки с буквами, загадываются загадки. Ребята, отгадав её, быстро встают в ряд так, чтобы можно было прочитать слово – отгадку.)
д с к г и я о р ч т в ц а е л
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый пёстрый (ДЯТЕЛ)
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова
Это… (СОВА)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно – бронзовый (СКВОРЕЦ)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… (ГРАЧ)
Длинный нос, короткий хвост,
Стоит, притихший, на высокой крыше,
На чьей крыше гнездо вьёт –
В тот дом счастье принесёт. (АИСТ)
Учитель.
-Что бы мы делали без птиц? Своим пением, своею красотою они согревают нам душу. Чудесное пение птиц доставляет необыкновенное удовольствие.
Наши предки были на редкость наблюдательными. Они хорошо знали голоса птиц и понимали, какую пользу можно из этого извлечь. Приметы, основанные на живом календаре, чаще всего точны. И вам они помогут на прогулке, в походе. Познакомьтесь с некоторыми из них.
(Выходят учащиеся, рассказывают по очереди о приметах, сопровождая показом птиц)
Ученик 1. Ласточки летают низко – к дождливой погоде.
Ученик 2. Разворковались голуби – будет хорошая погода.
Ученик 3. Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.
Ученик 4. Петух вечером поёт – к перемене погоды.
Ученик 5. Увидел скворца – весна у крыльца.
Учитель.
- Отправляясь на отдых, многие горожане берут с собой магнитофоны, переносные телевизоры, включают и наслаждаются музыкой. И что же произойдёт в природе? Замолкнут птицы, перестанут квакать лягушки, притаятся в зелёной траве кузнечики, шмели, сверчки.
А есть другой путь – послушать музыку природы. Можно взять магнитофон и записать лягушачьи концерты, кукованье кукушки, гудение шмелей, хор птиц, журчание ручья. Принести частичку живой природы домой и наслаждаться мелодиями природы.
(Звучит запись «Звуки природы»)
Выходят два ученика и читают правила
Правила.
Ученик 1. Будь другом птиц!
Не разоряй птичьи гнёзда. Подкармливай птиц зимой.
Ученик 2. Не шуми в природе!
Грохот музыки перекрывает голоса птиц, и звери теряют связь друг с другом. Это сигнал опасности.
Учитель.
- А мы продолжаем наше путешествие. Следующая станция «Цветочная»
(Слайд. Станция «Цветочная»)
Ученик. (слайд)
Давай пройдёмся медленно по лугу.
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Учитель. (слайд)
Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни – словом, растения – это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полях много цветов: только растаял снег, а в лесу уже распускаются цветы. Много стихов о цветах написано нашими поэтами. Сейчас некоторые из них прочтут наши ребята.
Дети в шапочках цветов. (Показ цветов)
Дети. (хором)
Мы- цветы, и наша доля –
Расти, цвести в окружении поля.
Все подробности о нас
Мы расскажем вам сейчас.
Подснежник.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд,-
Раз пришёл разведчик,
Весна придёт. (Е. Серов)
Ландыш.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
(Е. Серов)
Ромашка.
Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке.
Такие весёлые
Эти ромашки –
Вот – вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
(Е. Серов)
Колокольчик.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно – голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(А. Толстой)
Фиалка.
На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд,
Но кто – то ей поклонится
И бережно возьмёт.
(Е. Серов)
Анютины глазки.
По утрам умывались росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой.
И спросил я : «А как назывались?»
И мерещилось многие дни
Что то тайное этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались – «анютины глазки». (Н. Рубцов)
Учитель.
Конечно, не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас природа. И все они просятся в букет. И если собрать все, что попадаются на пути, получится огромный разнопёстрый веник, который скоро повянет, и вы его выбросите. Так что сорвать в букет можно совсем немного цветов.
- Когда можно собирать букет : в начале или в конце прогулки?
- Какие можно собирать – самые яркие и крупные или те, что только начинают распускаться?
Помните, всё меньше и меньше остаётся красивых цветов на наших лугах и полях, в лесах из – за безумного их сбора. Поэтому старайтесь любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать по пути домой. В особой защите нуждаются растения, занесённые в Красную книгу. Сбор их запрещён.
Ученик.
Если ты сорвёшь цветок,
Если он сорвёт цветок,
Если все : и он, и ты
На Земле сорвут цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
(Т. Собакин)
Учитель.
Какие правила вы должны знать, покидая станцию «Цветочная»? Об этом вам расскажут.
Правила. (слайд)
Ученик. Не губи цветы в природе!
Чтобы зацвёл ландыш, надо ждать 6лет, а чтобы зацвела брусника, надо ждать 9лет. Если вырвешь с корнем, загубишь растение на долгие годы.
Учитель.
Вы увидели, что в природе строгий порядок. Всё находится в тесной взаимосвязи, Живут по строгим законам и растения, и птицы, и животные. Все они важны и нужны. В природе нет ничего лишнего. Вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели.
Ученик 1. (слайд)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик 2.
Животных нужно охранять
И хоть немножко охранять.
От серой мышки до моржа,
От бегемота до ежа
Должны ценить мы и беречь
И их покой всегда стеречь.
Ученик 3.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчёлка,
Прости нас, сорванный цветок
И срубленная ёлка.
Ученик 4.
Прости нас, стройный тополёк,
За сломленные ветки.
Прости нас, пойманный зверёк,
Тебе так тесно в клетке.
Учитель. (Слайд)
Давайте будем помнить, что Земля – общий дом растений, грибов, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Больших проблем вам пока не решить, но кое – что вы уже можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощицей, подкармливать птиц и зверей, взять под охрану муравейник, полянку. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла природе, ни людям.
Ученик.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
(С. Смирнов)
Учитель. (слайд)
Вот и закончилось наше путешествие по планете Земля, а закончим мы его песней «Девочка Весна», сл. и муз. Г. Гладкова.