Боброва Нина Владимировна
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Внеклассное мероприятие
Боброва Нина Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ Летяховская СОШ
Цели:
1. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
2. Расширить знания детей о птицах.
создать атмосферу доброжелательности, веселья;
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Зимующие птицы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Птицы зимующие. Сценарии развлечений и мероприятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;
выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра. Красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие:
1. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
2. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Предметные результаты:
Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях
Правильно подбирать корм для птиц
Знать правила подкормки птиц
Личностные:
Формирование интереса к изучению родной природы
Понимать важность заботы о зимующих птицах
Повышение уровня мотивации учебной деятельности
Формирование бережного отношения человека к птицам
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе
Познавательные УУД:
• Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия
• Подбирать для птиц корм
• Запомнить правила подкормки птиц
Коммуникативные УУД:
• Участие в диалоге
• Обсуждать, слушать и понимать речь других
• Отвечать на вопросы
• Работать в группе
Регулятивные УУД:
• Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять
• Определять и формулировать цель своей деятельности
• Оценивать свои достижения
• Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Оборудование: Компьютер, мультимедиа, слайды
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие, приготовьте ваши ушки и глазки. Слушайте и запоминайте, так как вам нужно будет самостоятельно назвать тему нашего занятия.
2. Введение в тему.
Слайд 2
- На экране вы видите картинки, вам нужно убрать лишние (снегирь, голубь, воробей, ворона, белка, цветок, дерево).
- Почему вы убрали именно эти картинки?
- Картинки с каким изображением вы оставили?
- Каких птиц вы ещё знаете?
- Ребята, на какие две группы можно разделить всех птиц?
- Птицы бывают зимующие и перелётные. Какие птицы изображены на наших картинках?
- Сформулируйте тему нашего занятия.
3. Сообщение темы и целей занятия.
Слайд 3
- Сегодня мы познакомимся с зимующими птицами, а также поучимся распознавать их.
- Сейчас мы знаем, что птицы бывают перелётные и зимующие. Но люди не всегда об этом знали. Конечно, они замечали, что некоторые птицы исчезают, а некоторые появляются. Лишь со временем учёные узнали, что птицы перелетают. Помогли им в этом маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была птица. Когда в других странах встречали окольцованную птицу, то сообщали по указанному адресу.
4. Работа над темой занятия.
- Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете зимующих птиц. Для этого вам нужно разгадать кроссворд. Слайд 4
- Работу будете выполнять в парах. Я задаю вопрос, вы совещаетесь со своим соседом, поднимаете руку и только после этого отвечаете.
1. Первый вопрос:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
- Кто расскажет нам о синице?
Слайд 5
У этой птицы на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, всем: и разными зернышками, и крошками хлеба, и вареными овощами. Но особенно она любит несоленое сало.
- Какие отличительные признаки есть у синицы?
2. Следующий вопрос:
Озорной мальчишка,
В сером армячишке.
По двору гуляет,
Крошки собирает.
- Кто расскажет о воробье?
Слайд 6
Эта серенькая маленькая птица с округлой головой, короткой шеей. Живёт рядом с человеком. В холодную пору птицы сидят плотно прижавшись друг к другу.
- Какие отличительные признаки есть у воробья?
3. Следующий вопрос:
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает.
- Кто расскажет о сове?
Слайд 7
Совы могут поворачивать голову почти на 270 градусов.
Совы видят только прямо перед собой. Совы обладают способностью видеть в 3-х измерениях.
На передней части крыльев сова имеет особые неровности, вызывающие завихрения воздуха. Это уменьшает шум от крыльев, и делает полет бесшумным.
Совы — единственные птицы, у которых наружное ухо состоит из складок кожи. Уши расположены немного несимметрично, что позволяет точно определять направление на источник звука.
Не все совы ночные животные. Некоторые из видов сов охотятся днем малая сова, снежная сова и большая серая сова.
- Какие отличительные признаки есть у совы?
4. Следующий вопрос:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос — как топор, хвост — как упор.
- Кто расскажет про дятла?
Слайд 8
Дятел преимущественно небольшого размера. Внешний вид и особенности окраса зависят от вида. По всему миру насчитывается около 380 видов этих птиц. На территории России встречаются большой пестрый, малый пестрый, зеленый, седой дятлы. Обитают дятлы практически везде, где присутствует древесная и кустарниковая растительность. На территории России чаще всего дятлы встречаются на лесных пространствах, где птицы поедают различных древесных насекомых.
- Какие отличительные признаки есть у дятла?
5. Следующий вопрос:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? …
- - Какие отличительные признаки есть у вороны?
Слайд 9
Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья.
Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Причем ворона из Крыма не поймет ворону из Киева, но если они встретятся и станут жить рядом, то очень скоро начнут понимать друг друга.
Гнезда вороны вьют высоко на акациях, тополях, кипарисах. Любят селиться на боярышниках. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Боярышник хоть и не высок, но зато колюч. А это от врагов верная защита. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его.
6. Следующий вопрос:
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.
- Какие отличительные признаки есть у сорока?
Слайд 10
Сорока – белобока – самое дружеское прозвище этой птицы. А еще называют её трещотка, сплетница, воровка, разбойница. Конечно, называют её так не зря. Ни одно лесное происшествие не обходится без сороки – обязательно появится, все посмотрит, выяснит и тут же помчится оповещать всю округу. А сколько хлопот доставляет она охотникам! Ни на шаг не отступит от человека с ружьём, трещит не умолкая, сообщая об опасности зверям и птицам. Но люди много чего не знают о сороке. Например, она очень умело прячет свое гнездо, что даже опытный охотник его не разглядит. А найдет – не сразу догадается, что это гнездо, так, бесформенная куча веток на дереве. На самом деле, все сделано на совесть – из тонких веточек, скрепленных травой и глиной, гнездо выстлано шерстью, мхом, сухими травинками.
- Давайте подведём итог. О каких птицах мы говорили? К какой группе относятся все эти птицы?
5. Закрепление.
- Молодцы ребята, на все вопросы ответили, весь кроссворд разгадали. Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.
- Поиграем в игру «Прилетели птицы».
- Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
- Что неправильно, почему?
- Мухи – это насекомые.
- Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)
- Прилетели птицы : голуби, куницы… (дети хлопают)
Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки (дети хлопают).
- В какую игру мы с вами играли? Что учились делать?
6. Проверка полученных знаний.
Слайд 11
Как подаёт голос эта птица?
- Следующее ваше задание: узнать птицу по голосу.
Конкурс «Смотри не ошибись» (о птичьих голосах).
Стрекочет кто? (Сорока.)
Кудахчет кто? (Курица.)
Воробей что делает? (Чирикает.)
Утка что делает? (Крякает.)
Ворона что делает? (Каркает.)
Кукует кто? (Кукушка.)
Петух что делает? (Кукарекает.)
Ухает кто? (Филин.)
Гогочет кто? (Гусь.)
Курлычет кто? (Журавль.)
Слайд 13
Собери птицу и составь рассказ.
- Молодцы! Следующее задание: собери птицу и расскажи всё, что ты о ней знаешь.
Данный вид работы дети выполняют в группах. Собирают голубя, снегиря.
- Ребята, сейчас на улице зима, легко ли птицам найти корм? Что для этого должны делать люди?
- Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть их.
- Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева).
- Куда мы должны отнести эту кормушку?
Слайд 14
Игра «Ну-ка, прочитай-ка!»
- Верно! Но что бы её взять вам нужно преодолеть препятствие.
Вот ваши препятствия – большие сугробы.
Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
Слайд 15
ВГБОЛНУВХОАНРЬБ (ГЛУХАРЬ)
Глухарь — одна из древнейших птиц на Земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Птица хорошо слышит и сквозь снег, поэтому лисе или кунице редко удается застать ее врасплох и поймать в снежной лунке.
Слайд 16
АЩРВЕАГВМОМЛР (ЩЕГОЛ)
По садам и паркам можно встретить стайку красивых птиц — щеглов. Мимо них не пройдёшь, чтоб не залюбоваться: красная маска около клюва; спина и пятна на груди ярко-коричневые; хвост, крылья, верх головы чёрные; на крыльях широкая жёлтая полоса; грудь и брюшко чисто белые. Забавно смотреть, как, повиснув на тонких веточках в самых неудобных положениях, щеглы обрабатывают шишечки ольхи, серёжки берёзы, клюют свою привычную пищу — семена чертополоха и репейника.
Слайд 17
БКИЛРВЁВСИТБР (КЛЁСТ)
Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
- Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов
зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.
- Молодцы! Кормушка у вас. Что нужно положить в неё?
«Угощение для птиц»
Зимняя подкормка птиц- довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое- чем разжиться- различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к к человеческому жилищу. Голод- не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.
Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.
Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.
Из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
1. Рябина.
2. Макароны
3. Семечки.
4. Ягоды шиповника
5. Ржаной хлеб.
6. Белый хлеб
7. Шоколадные конфеты
8. Яблоко
9. Пшено (крупа)
10. Гречневая каша
11. Сало соленое
12. Кусочки сырого мяса и др.
13. карандаш
14. Карамелька
“Веришь – не веришь?”
• Верите ли вы, что у дятла самый длинный язык? (Да – 15 см.)
• Верите ли вы, что самое любимое лакомство свиристелей – ягоды рябины? (Да.)
• Верите ли вы, что у сороки самый короткий хвост? (Нет.)
• Верите ли вы, что у совы слух острее в 50 раз, чем у человека? (Да.)
• Клесты выводят птенцов зимой.
У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (Не верим)
У свиристеля на голове хохолок.
Снегирь любит сало. (Не верим)
Слайд 18
Работа с деформированным текстом.
- Итогом нашего занятия будет стихотворение, которое вы должны собрать.
Воробушки
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
-Мы выжили!
-Мы выжили!
-Мы живы, живы мы!
В. Берестов
- Подумайте и скажите, почему воробышки могут петь о том, что они выжили?
- Конечно, потому что кончилась зима, и потому что они не умерли от голода. А помогли им в этом вы!
- В нашу кормушку мы положим зёрна и повесим в парк, для того, чтобы все птицы покушали. Ребята, самое главное не забывайте, что вы должны каждый день класть в кормушку корм.
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.
7. Итог занятия.
- Подведём итог нашему занятию.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что учились делать?
- Что вы запомнили?
8. Рефлексия.
Слайд 19
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что не понравилось?
- С каким чувством вы уходите с занятия? Почему?