Приложение МААМ

Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с целью укрепления здоровья детей

Виктория Дергунова
Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с целью укрепления здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из задач образовательного процесса в МБДОУ № 22 с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном и всестороннем развитии каждого ребенка.

Внедряя здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательный процесс в подготовительной группе, я поставила следующую цель работы по здоровьесбережению детей : формирование представлений детей о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление их здоровья, профилактическая работа с родителями.

Публикация «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОУ с целью укрепления здоровья детей» размещена в разделах

Администрацией и педагогами ДОУ были созданы педагогические условия, обеспечивающие формирование представлений о здоровом образе жизни, которые включали: учет особенностей детей старшего дошкольного возраста, объединение социальных, биологических и экологических представлений о здоровом образе жизни в сознании ребенка.

Учитывая уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни и положительного отношения к своему здоровью, я определила следующие задачи по внедрению здоровьесберегающих технологий в работу с детьми :

1. Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

2. Сотрудничество в оздоровительной работе с родителями воспитанников ДОУ.

Мною были проанализированы и созданы совместно с администрацией детского сада определенные условия: выделен 1 специальный зал для проведения физкультурных занятий, имеется спортивная площадка и беговая дорожка. Имеются физио - и массажный кабинеты, созданы секции обучения детей элементам спортивных игр (баскетбол, волейбол, художественной гимнастике, гимнастике У – ШУ.

В дошкольном возрасте особое внимание уделяется физическому развитию. Физическое развитие – это тот фундамент, который станет основой жизни здорового человека. Алгоритм программы несложен: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.

Основными направлениями физкультурных мероприятий являются: тренировка сердечнососудистой системы и терморегуляционного аппарата; предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной деятельности; предупреждение проявления отрицательных эмоций.

Утренняя гимнастика проводилась в следующих формах: оздоровительный бег с комплексом упражнений; в форме подвижных игр; на полосе препятствий; танцевально-ритмические упражнения; спортивные тренировки; работа на тренажерах смешанного типа.

Физкультурные занятия проводились в различных формах: походы; спортивные тренировки; игровые; на танцевальном материале; тренажеры; самостоятельные; прогулки – занятия; обычного типа; занятия – зачет.

После сна обычно проводилась гимнастика – игровая; лечебно-восстановительная; самостоятельная; использовались тренажеры; оздоровительный бег с играми и упражнениями; мини-спортивная тренировка; музыкально-ритмическая.

Кроме того, еженедельно проводились одно – два занятия, связанные с движениями, ритмика, дыхательная гимнастика по методике Лобановой – Поповой, Бутейко, Стрельниковой, спортивные досуги и праздники.

Наряду с традиционными формами работы я включила самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомлю с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делали 1 – 2 раза в день.

Ежедневно в нашем саду проводилось закаливание «Ручеёк». Мы знаем, что закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Дети, проснувшись, проходили по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочкам, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступали из одного таза в другой, задерживаясь в каждом 4 – 5 секунд. После этого дети ходили по дорожкам до высыхания ног. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. В первом – вода с раствором марганцовки, во втором и третьем – вода чистая, но с другой температурой, в четвёртом – на дне выложены мелкие камешки. Систематичность этого закаливания способствовала оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимало его настроение.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использовала «Гимнастику маленьких волшебников». Дети здесь не просто «работали» – они играли, лепили, мяли, разглаживали своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д., каждый ребёнок воздействовал на весь организм в целом. У него наблюдалась полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивало у каждого ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняли в любое свободное время от занятий.

Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

В течение дня я изыскивала время, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.

В группу родители приобрели «сухой бассейн». «Купаясь» в нём дети радовались, восхищались и получали общий массаж без массажиста. Дети получали массу удовольствий, положительный эмоциональный эффект.

Необходимость удерживать своё тело на поверхности постоянно ускользающих «волн – шариков», побуждало детей координировать движения, при этом успешно развивался костно-мышечный аппарат.

У детей наблюдалось улучшение координации ножных мышц, развитие мелкой моторики и телесных ощущений. Купаясь в «сухом бассейне», дети придумывали разные упражнения: «рыбки», «ныряльщики», «найдём игрушку, ракушку» и др. Игры и упражнения в «сухом бассейне» укрепляют мышечную систему.

Со своими детьми я старалась находиться как можно больше на воздухе. Через экскурсии в лес, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получали необходимый опыт, учились исследовать, наблюдать, заботиться о своём здоровье. В лесу в осенний период дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действовало на весь организм, повышало тонус нервной системы и увеличивало сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияли на ребёнка, учили правильно пользоваться этими запахами. Дети узнали о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждали: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?

Большой оздоровительный эффект имеет «Аромотерапия»процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение.

Я предложила родителям сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в изголовье на кроватях детей. Дети во время сна вдыхали полезные запахи. В процессе дыхания дети лежали спокойно и наслаждались ароматами трав.

Мы создали радостное общение с природой.

Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус.

Запах берёзы – улучшает работу сердечнососудистой и дыхательной системы.

Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.

Запах крапивы уничтожает бациллы.

Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника родители приносили из леса, и сами ставили в приёмной, спальне для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Еженедельно в группе, в спальне сжигалось небольшое количество кусочков древесины, коры. Этим уничтожались вирусы и микробы.

Перед приходом детей в детский сад опрыскивали группу маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе.

Предлагала детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло – организм стимулируется этими ароматами. В группе имеется «Волшебный колодец». Родители часто приносят: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это я, совместно с детьми, рассматривала, определяла на запах, на вкус. Объясняла, что всё это полезно для здоровья человека и заменяем «конфетку» на стакан ягодного напитка, на морковный сок, на ягоду.

В течение дня дети получали удовольствие от ягод смородины, от напитка из плодов шиповника, клюквы, облепихи, брусники. Родители приобрели в группу соковыжималку. Дети пили разнообразные соки из овощей и фруктов.

Я убедилась, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.

Родители помогли создать в группе «Уголок здоровья», где находятся: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия, кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т. д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами, незаметно для себя оздоравливались.

- Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.

- Губки, бумага – для снятия стресса.

- Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т. д.

В уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

Были оформлены дидактические игры:

1. «Как вырасти здоровым».

2. «Сложи картинку».

3. «Назови по порядку» и т. д.

Все эти игры учили детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляли культурно-гигиенические навыки, заставляли задумываться о здоровье.

И взрослые, и дети знают, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: это – личная гигиена; проветривание; влажная уборка; режим питания; сон; правильное мытьё рук; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т. д. ; ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Все навыки, умения, привычки я закрепляла и успешно использовала в работе с детьми в валеологических и экологических проектах.

Работа по проектам: «Начни с зарядки», «Чистые руки», «Гигиена приёма пищи», «Для чего мы чистим зубы», «Охрана здоровья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Страна здоровья» – организовала деятельность детей, направила на развитие и совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепляли правила личной гигиены, культуры поведения. Проекты: «Вдыхай бодрящий аромат», «Мой дом – мой друг», стимулировали детей к здоровому образу жизни, формировали активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.

Участие детей в выполнении проектов способствовало установлению активной позиции в самосоздании экологически здоровой среды, а также приобщало к здоровому образу жизни.

Выполняя проекты, дети делали маленькие шаги к культуре здоровья, приобретали навыки здоровьетворческой деятельности. В ходе реализации проектов дети придумывали эмблемы, выбирали цели проектов, находили с родителями книги, иллюстрации, пословицы, загадки, выполняли интересные рисунки. Этот материал оформляли в «уголке здоровья», в «книжках – раскладушках», использовали в дидактических играх, на занятиях.

Занятия познавательного цикла о здоровье я строила с учётом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта.

На занятиях «Правила поведения на воде» и «Воздух и здоровье» – давала понятия об использовании воды и воздуха человеком, учила правилам, умению жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.

На занятиях «Для чего мы чистим зубы» и «Гигиена приёма пищи» – дети приобщались к культуре поведения, личной гигиене.

На занятии «Земная аптека» дети познакомились с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывали, как лечились этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, использовались в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Дети получили достаточно знаний, многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.

Свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому создала в группе «Фитомодели» из комнатных растений, которые явились не только украшением интерьера, но и стали помощниками в оздоровлении детей. Все растения подобрала с учётом благотворительного влияния на самочувствие и здоровье детей.

На занятиях и в свободное время объясняла детям о пользе комнатных растений, приучала ухаживать за растениями. Рассказывала детям, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.

Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект – это : фикус, герань, хлорофитум. Поэтому дети особо следили за их чистотой.

Помогал в работе по формированию представлений о здоровом образе жизни специальный альбом: «Я, и моё здоровье», в который записывались антропометрические данные, обводились кисти руки, стопы детей. Помещались фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т. д., рисунки: «Что я люблю больше всего?», «Я на прогулке», «Город и я», «Моё настроение». Родителями записывались впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

Родители часто выполняли задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивали у них познавательную активность, показывали свою заинтересованность. Детям очень нравилось, когда мама, папа помогали ему подготовить что-то по поручению воспитателя. Все работы в альбоме выполнены с любовью, много разных фотографий: ребёнок спит, кушает, занимается гимнастикой. После выходных дней дети с удовольствием рассматривали альбомы, вспоминали, как они играли, ходили в лес, прикладывали ладонь и смотрели – на сколько она подросла, рисовали своё настроение. Альбом «Я и моё здоровье» – это частица жизни ребёнка.

Конечно, без совместной работы с родителями, я не пришла бы к хорошим результатам. После проведённых мероприятий, после близких встреч с родителями, я обратились с просьбой пополнить нам «Уголок здоровья», наш исследовательский уголок. Все родители без исключения с пониманием отнеслись к моей просьбе. Наш уголок обогатился шнурами, пуговицами, прищепками, платочками, зеркалами и т. д.

Родители активно принимали участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях я учила их оценивать здоровье своего ребёнка. Вместе составляли памятки здоровья («паспорт здоровья»). Родителям предлагались картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советовали литературу, брошюры, проводили консультации.

Соответственно, для родителей оформили в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:

- предлагали папки – передвижки;

- приглашали на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т. д. ;

- проводили анкетирование.

Все эти приёмы позволили мне постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У детского сада, родителей и у меня теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.

Публикации по теме:

Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-реабилитационном процессе .

Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ Детское сообщество – это удивительное место, где ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять свою индивидуальность,.

Внедрение фольклора в современный воспитательно-образовательный процесс Цель: формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками.

Презентация «Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды организованной деятельности детей в ДОУ» «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей»Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей» Семинар - практикум для педагогов Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей. Инструктор по физической.

Сохранение и укрепление здоровья детей путем внедрения в работу ДОУ современных здоровьесберегающих технологий: Консультация Введение На современном этапе развития выявлена негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья всего населения, а особенно детей дошкольного.

Внедрение лего конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ Внедрение лего конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ Познавательное развитие «С конструктором Лего в увлекательный.

Внедрение современных технологий в образовательный процесс ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами.

Внедрение здоровьесберегающих технологий Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости.

Вовлечение в воспитательно-образовательный процесс родителей Большинство родителей занятые повседневными житейскими проблемами, воспринимают дошкольный период как время, не требующее от них особых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с целью укрепления здоровья детей
Опубликовано: 20 октября 2018 в 07:43
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с целью укрепления здоровья детей» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Дергунова (УИ 1692963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД