Ксения Кондратьева
Внедрение в ДОУ «Детской универсальной STEAM-лаборатории»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор разработки: Кондратьева Ксения Вадимовна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБОУ «Ленинская СШ № 47» (с/п «Детский сад «Огонёк»)
Новосибирский район
Внедрение в ДОУ «Детской универсальной STEAM-лаборатории» автора Беляк Е. А.
Аннотация: в статье представлен опыт педагога детского сада о внедрении в образовательный процесс «Детской универсальной STEAM-лаборатории» автора Беляк Е. А.
Публикация «Внедрение в ДОУ „Детской универсальной STEAM-лаборатории“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Ключевые слова: STEM, программирование, STEAM-лаборатория, мышка-робот, последовательность действий, творческое и инженерное мышление, шифрование, дешифрование.
Мы живём в современном мире и современный дошкольник – это уже представитель нового техногенного поколения, для которого обоснованность информации очень важна. Растут достижения в области техники, нас окружают сложные технические объекты. На сегодняшний день современные дети имеют большой выбор интерактивных игрушек, которые обучают и в тоже время играют с ними. Поэтому, когда дети приходят в детский сад, им уже не интересно рассматривать просто картинки и играть с обычными игрушками. В настоящее время очень актуальна система STEM – образования, она полностью отвечает запросам государственной политики в сфере образования РФ. В связи с этим важно построить свои занятия на использовании «WOW-эффекта». Для этого я создаю условия, чтобы приобщить детей к научно – техническому творчеству, познавательно исследовательской деятельности через внедрение в образовательный процесс «Детской универсальной STEAM- лаборатории» автора Беляк Е. А.
Как STEАM-лаборатория помогает ДОУ?
- сокращает в 2 раза время подготовки к занятиям;
-полностью реализует программу STEM- образования в саду;
-развивает творческие способности детей легко и быстро;
-повышает успеваемость в группе;
-позволяет эффективно работать с разновозрастными группами.
Цель внедрения «Детской универсальной STEAM-лаборатории» : дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию в рамках реализации учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория» на основе новейших исследований в области возрастной пластичности мозга детей, особенностей цифрового мира, с учетом кадровых приоритетов в области военной и космической инженерии, систем кибербезопасности, и с опорой на отечественный опыт дошкольной педагогики.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомство детей с ключевыми понятиями программирования.
2. Обучение планированию процесса создания собственного проекта и совместного проекта.
3. Формирование понимания определяющей роли человека в создании и управлении роботом
Развивающие:
1. Развивитие наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, воображения, памяти.
2. Развивитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенности ребёнка в собственных силах
3. Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
4. Формирование интереса изготавливать несложные конструкции и программы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.
Воспитательные:
1. Воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, усидчивости, организационно - волевых качеств личности: терпения, воли, самоконтроля.
2. Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
На основе учебно – методического пособия «Детская универсальная STEАM-лаборатория» автора Беляк Екатерины Александровны, мною была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Познавательное развитие с использованием «Детской универсальной STEАM- лаборатории». По данной программе я работаю второй год. Могу с уверенностью сказать, что дети с лёгкостью могут самостоятельно применить усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим. Дети с удовольствием и интересом приходят на занятия, они их модернизируют и привносят свои изменения, делают критические замечания.
Так как занятия построены по принципу «от простого к сложному», есть три главных стратегических направления:
-построение на основе математической логики;
-реализация серии междисциплинарных проектов;
-сюжетно-ролевые формы изучения материала.
Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направлении. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии занятий и которому делегированы функции обучения – космический робот Микибот. Всё это позволяет максимально задействовать возможности детей и уже за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений.
Порядок реализации программ:
Все программы, кроме «Основы чтения», реализуются последовательно:
1. Основы программирования;
2. Основы математики и теории вероятности;
3. Основы картографии и астрономии»
4. Основы криптографии.
«Основы чтения» проводится параллельно с первыми тремя. У детей развивается фотографическая память и логическое мышление с помощью принципа «нарастающих трудностей», формирование навыка дифференциации слов и букв. Программа состоит из 2 частей:
1 часть- распознавание слова. Основной метод – запоминание слов русского языка (104 слова). Занятия проводятся ежедневно по 7 минут в 4 этапа: 1,2 и 3 минуты. 1 минута «презенташки»(до завтрака)- педагог показывает слово с картинкой, называет его. Дети повторяют слово за педагогом. 1 минута после завтрака «разминашки»- педагог показывает слово с картинкой. Дети называют слово. 2 минуты перед обедом «закрепляшки» -педагог показывает слово без картинки. Дети называют слово. З минуты перед/после полдника «поиграшки» - педагог выбирает несколько ранее изученных слов, раскладывает отобранные слова перед детьми (стороной без картинок)вместе с изучаемыми на текущей неделе. Всего 10 слов. Педагог просит поочерёдно находить детей слова.
Первое с чем знакомятся дети - это «Основы программирования».
Какие понятия и навыки освоены на этом этапе:
-управление роботом, составление последовательности действий;
- программирование: пошаговое, последовательности действий, цикла/цикла в цикле, с условием выбора;
-целеполагание, поиск решений, анализ результатов, поиск альтернативных вариантов решения;
-синтез творческого и инженерного мышления;
-самостоятельное принятие решения и совместная деятельность.
Необходимо обратить важное внимание на то, что у робота нужно сбрасывать программу (очищать память) перед внесением новой программы. Исключение – дополнение старой программы (уже внесённой) новыми командами. Ребята должны почувствовать руководящую роль по отношению к роботу, свой «высокий уровень» осведомлённости в устройстве жизни человека и закономерность возможных ошибок.
Родители в рамках реализации «основ программирования» могут выступать в качестве благодарных зрителей «наших» достижений (выставки и т. п., которые не стесняются высказывать своё искреннее восхищение творческими работам детей. Задача педагога – подсказать родителям не скрывать своего восхищения.
Освоив программирование, мы переходим на следующий этап – это «основы математики и теории вероятности». Какие навыки и компетенции приобретаем?
-распознавание геометрических фигур, сложение, вычитание, сравнение чисел, построение последовательности чисел: возрастающей/убывающей;
-программирование выбора цвета, геометрической фигуры, числа большего/меньшего, ближнего/дальнего предмета. Программирование с ограниченным выбором;
-проведение исследований вероятности события, определение всех возможных вариантов, с большей вероятностью подходящих для заданных условиях.
Немаловажное значение имеет сотрудничество с родителями. Я предложила детям устроить экзамены для родителей, например, «Второй раз - в первый класс!» Пусть дети проведут ряд игр из программы в качестве конкурсов для родителей. Положительные эмоции и прекрасная мотивация к изучению математики вам гарантированы (а также огромная благодарность, уважение и гордость родителей).
Для закрепления пройденного материала детям было предложено организовать свободное занятие для средней группы, где они смогут выступить в роли учителей. Это очень полезно на только для закрепления тем, но и для внутреннего роста детей.
Учитывая особую важность развития пространственного мышления, а также перспективную востребованность картографии и астрономии, детям предлагается следующая программа «основы картографии и астрономии», где сделан тематический акцент не только на «обучение»робота, но и на образ человека как «жителя вселенной».
Какие навыки и компетенции дети приобретают?
- определение положения предметов в пространстве относительно объекта, чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование, изучение местности, копирование и составление карты, прокладывание маршрута;
-определение планет Солнечной системы, практического освоения космоса;
-создание инженерных проектов;
-программирование серии последовательных заданий;
-проведение исследований по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свойств оптических иллюзий, инерции, гравитации, амортизации, превращения энергии кинетической и потенциальной).
Основной задачей по взаимодействию с родителями – посещение выставок достижений детей, можно провести путешествие по садику или группе, используя карты садика, составленные ребятами.
Наиболее «незнакомая» для всех программа «основы криптографии». Здесь аккумулировано наибольшее количество STEAM-проектов, много творческих проектов. Акцент на практику позволил детям максимально себя реализовать, апробировать все полученные знания и навыки, через реализацию проектов познавать новую информацию.
Какие навыки и компетенции дети приобретают?
-распознавание данных/информации, кодирование/раскодирование объектов, кодирование/шифрование, симметричное/ассиметричное шифрование;
-шифрование/дешифрование объектов шифром замены, сдвига с помощью зеркала, книги, решётки Кордано, дешифрование двойного шифрования;
-проведение исследования с отпечатками пальцев, симпатическими чернилами, исследований по изучению строении человеческого уха, движения звуковой волны, свойств рёбер жёсткости, распределения давления, разложения света, работы кинопроектора, цепной реакции.
В программе «основы криптографии» запланировано несколько обращений к родителям, например, передача шифровок. Можно использовать множество проектов для подключения родителей (передавать записки с пляшущими человечками и шифры к ним и т. д.).
Внедрение «Детской универсальной STEAM-лаборатории» в ДОУ позволит:
- Реализовать поручение Президента РФ В. В. Путина по увеличению к 2020 году количество детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам.
- Выполнить рекомендации Российской Академии Образования о создании образовательной экосистемы к 2024 г., включив детские сады Российской Федерации в систему образования в качестве полномасштабного субъекта.
- Охватить дополнительными образовательными занятиями детей в возрасте 5-6 лет.
- Во исполнение поручения Президента РФ в послании к Федеральному Собранию 2018 г. (о профориентации, в том числе ранней, подготовить следующее поколение экспертов в области науки, технологий, инженерии, математики, языка и анализа, специалистов по кибербезопасности, картографии, астрономии.
Список литературы:
1. Астраномия для детей. (электронный ресурс) htpps ://kosmokid.ru
2. Беляк Е. А. - Учебно- методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория» авторская программа по направлению Bebbyskills для детей 4-8 лет. - Ростов – на –Дону 2019 – 470с.
3. Белошистая А. В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников: способы определения понятий//Дошкольное воспитание. 2016. №. с. 49-53.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
4. Дыбина О. В., Пенькова Л. А. Моделирование развивающей предетно – пространственной среды в детском саду. ФГОС/ Под ред. О. В. Дыбиной. М. : ТЦ Сфера, 2015г. – 128 с.
6. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. интеграция в воспитательно – образовательной деятельности детского сада/Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика – синтез, 2014. –160 с.
7. Теория вероятности для малышей/ материалы портала «Научная Россия». 26 августа 2014г. (электронный ресурс) htpps ://scientificrussia.ru/articles/teorija-verojatnosti-dlja-malyshej