Надежда Воронова
Консультация «Влияние телевидения на развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние телевидения на развитие ребенка
По данным Госкомстата, на воспитание детей российские родители затрачивают в среднем 37 минут в день с учетом выходных, праздников и отпусков. У экрана телевизора, по данным ВЦИОМ, российский ребенок проводит около 4 часов.
Живое общение ребенка с родителями, а родителей с ребенком становится редкостью.
Родители называют «нехватку» времени одной из основных причин, мешающих воспитанию детей, а каждый восьмой родитель использует «отказ от общения с ребенком» как одну из форм наказания!
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Телевидение и журналистика для детей
- Телевизор и ребенок. Консультации
- Темочки
Как показали исследования, 7% родителей совсем не принимают участия в организации свободного времени своих детей, и только каждый пятый родитель делает это постоянно.
Наиболее популярными формами совместного, семейного проведения свободного времени является просмотр ТВ. Самыми непопулярными оказываются хобби, любимые дела.
Каждому члену семьи нужны уют и комфорт, отношения доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли и приняли таким, какой он есть.
В редкие минуты общения с детьми родители чаще всего беседуют с ними об учебе (в 86% случаях…. Для большинства родителей именно учеба, успеваемость являются наиболее важными проблемами воспитания, поэтому в первую очередь они говорят о ней, а уже потом о семейных делах, будущем, спорте, книгах, искусстве и т. д. Беседы об учебе часто заканчиваются конфликтами и грубостью со стороны детей.
Нормы :
Здоровые дети 3 — 4 лет могут проводить у телевизора не более 15 — 20 минут в день.
5 — 6-летние — максимум 30, младшие школьники — 1 — 1,5 часа 2 — 3 раза в неделю.
При этом расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров.
Врачи считают, что в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, то есть не раньше 13-15 лет.
Бесконтрольное увлечение телевизором может нанести вред, а именно:
Замедление физического развития
Внимательно глядя в одну точку, ребенок испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. Дети, после просмотра телевизора не могут заниматься ничем определенным, склонны к агрессии, неупорядоченной разрядке накопленной и неизрасходованной активности.
Ухудшение зрения
Просмотр телепередач не стимулирует развитие глаз, так как не обеспечивает им естественную деятельность, как это происходит при активной деятельности. Зрение начинает неправильно воспринимать тонкие оттенки цветов и пространственные объекты.
Ухудшение работы мозга
Ребенок теряет способность на активное творческое мышление. Он постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне и практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения, более того, не имеет желания к этому. Сильнее проявляется критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке.
Ухудшение успеваемости в школе
Регулярный просмотр телевизора приводит к тому, что ребенок мыслит готовыми шаблонами. Ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные. Интерес к определенным занятиям, включая школьные предметы, неглубокий. Ребенок практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки (комиксы). Речь как способ общения остается примитивной, способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается.
Психологическая деформация
В общении с людьми не ощущают дистанции, при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения; проявления чувств - простые и имеют тенденцию к бесцеремонности; неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого "таращат" глаза или отвечают гримасами. В будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия.
Какие технические средства имеются для защиты детей от телевидения?
Конечно, самый простой и радикальный способ защитить психику ребенка – это полностью отказаться от телевизора в доме. Однако будет ли это хорошим решением? Не будет ли ребенок чувствовать себя неполноценным, если мы лишаем его чего-то такого, что есть у каждого сверстника?
Электронная индустрия, создавшая телевидение, конечно же, придумала способ защититься от созданного ею монстра. Что можно сделать для этого? Например :
1. Самый известный способ – приобрести телевизор с функцией «Защита от детей»
2. Можно приобрести внешнее устройство «Блокиратор телевизора» (Родительский замок).
ПРАВИЛА И СОВЕТЫ
1. Не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы не можете этого сделать, предложите ему игру, в которую он может играть один, либо предложите помочь вам, либо какое-то творческое задание.
2. Не оставляйте ребенка одного при просмотре телевизора.
3. Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой мультфильмов.
4. Включайте телевизор, только если собираетесь посмотреть определенную, заранее выбранную программу, и выключайте, как только передача закончилась.
5. Телевизор не должен отнимать время от сна. Совместно с ребенком определите время, когда он ложится, и не меняйте его, даже если передача заканчивается позже, чем обычно.
6. Устраивайте «день без телевизора». Объясните ребенку, что в этот день лучше заняться чем-нибудь другим, подчеркнув, что это не наказание, а эксперимент или приключение.
• Разговаривайте только при выключенном телевизоре.
• Исключите телевизор из числа участников семейных ритуалов: обедов и ужинов, совместных занятий.
• Подберите для просмотра фильмы и мультфильмы, которые не только развлекают, но и учат.
• Передачи для взрослых детям смотреть не рекомендуется. Но если вы смотрите вместе с ребенком взрослый фильм, будьте готовы к тому, что вам постоянно надо будет отвечать на его вопросы.
• Используйте совместный просмотр как повод поговорить о содержании телепередач и на другие темы, это станет стимулом для интеллектуального, эмоционального и личностного роста.
• Просите ребенка делать замечания по поводу просмотренного, это поможет ему относиться к телевидению критически.
• Объясните, что каждое сообщение СМИ несет свои ценности и точку зрения. Это научит сравнивать свои ценности с предлагаемыми, покажет, что есть выбор — принимать или не принимать их.
Соблюдайте технику безопасности содержания.
• Реклама.
Как влияет на ребенка реклама и в чем ее притягательная сила?
Она сочетает в себе краткость, динамичность, постоянную изменчивость, привлекающую внимание, и простоту, повторяемость и постоянство, создающее ощущение защищенности и стабильности, к тому же еще юмор, музыку и много эмоций.
Какой след в душе ребенка оставят бесконечно мелькающие монстры, «скелетоны», персикоголовые люди или драки в анонсах боевиков, идущие в одном блоке со жвачкой и печеньем? Не говоря уже о рекламе пива, которая, по мнению специалистов, приводит к тому, что в наркологических клиниках оказываются 11 — 12-летние подростки с пивной «белой горячкой». Эти дети уверены, что от пива не спиваются, а нормальное общение невозможно без бутылки.
Реклама не только создает новые потребности, играет важную роль в формировании поведения, но и влияет на мировоззрение, эстетические вкусы, социальные и нравственные ценности, стиль жизни и т. д.
Стоит хотя бы выключать звук, когда она идет при семейном просмотре.
• Детям постарше предложите расписание программ, которые стоит посмотреть. Его лучше составить вместе с ребенком.
• Важно, чтобы у ребенка не было возможности смотреть ужасы, насилие и секс.
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения на детей. Исследования проводились во многих странах мира среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям и предметам.
Выводы из этих исследований.
1. Просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни.
2. Чем больше ребенок видит насилия на экране, тем вероятнее он станет жертвой насилия.
3. Если ребенок предпочитает смотреть передачи со сценами насилия, он с большей вероятностью вырастет агрессивным человеком и даже совершит преступление.
Но далеко не все дети, видевшие боевик, в качестве способа разрешения конфликтов выбирают физическую агрессию. К ней прибегают, как правило, дети, не раз подвергавшиеся физическим наказаниям дома.
• Если ребенок увидел сцену насилия или страшную фантастическую сцену в фильме и спрашивает о происходящем, объясните ему, что перед ним всего лишь картинки, созданные режиссером.
• Дети постарше могут понять, что все сцены снимаются с определенной целью: напугать, заставить смеяться, сообщить что-то новое.
• Если на экране вы вместе видите реальное насилие, спокойно ответьте на все вопросы, дайте свою оценку, обсудите с ребенком возможные альтернативы поведения в ситуации.
• Если ребенок увидел эротическую сцену, он вполне удовлетворится вашим спокойным объяснением на доступном ему языке, что так иногда взрослые делают друг другу приятное.
• Тема расставания, потери и одиночества актуальна для любого возраста. Если ребенок, увидев такой сюжет, долго переживает увиденное, посочувствуйте ему и уверьте, что с ним такого не случится, потому что вы его любите и дорожите общением с ним.
Мультфильмы заслуживают особого внимания.
Несколько лет назад в Японии и США показали мультфильм, после просмотра которого более чем у 150 японских детей возникли судорожные припадки. Мультфильм запретили к показу. Эта история потрясла весь мир.
До нас этот мультик не дошел. Но на нашем телевидении хватает других, которые, по мнению специалистов, способны не только повлиять на психику ребенка, но и вызвать серьезные ее расстройства.
Подсчет эфирного времени, которое отдается детям на всех каналах, показывает, что количество зарубежных мультсериалов, в большинстве бездарных, агрессивных, но дешевых, вдвое превышает время, отведенное отечественным мультикам.
Конечно, такие анимационные диснеевские фильмы, как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе добро, но их не увидишь по ТВ. Дети чаще всего смотрят некачественную продукцию о монстрах, мутантах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех сюжетах — конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т. е. агрессивное поведение и насилие. Современный западный мультсериал — это часто аналог боевика.
По мнению исследователей, дети, воспитанные на американских мультфильмах и компьютерных играх, теряют связь с историей своей страны и своих предков. Это подрывает преемственность культурных и нравственных ценностей, понижает сопротивляемость инородной культуре.
Подражая герою, ставя себя на его место, дети усваивают социальные роли, нормы поведения, жизненные ценности.
ТЕЛЕЛЕМАНИЯ
Серьезная опасность — появление зависимости от телевидения.
Телемания имеет все признаки и свойства наркомании: привыкание, зависимость, неразборчивость, агрессивность к близким (при попытке лишить удовольствия, сужение кругозора, снижение работоспособности.
Экран гипнотизирует. Поток зрительной и слуховой информации, не требующей сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Постепенно и реальная жизнь воспринимается так же. Сосредоточиться, сделать умственное усилие все труднее. А без активной работы ума невозможно развитие нервных связей, ассоциаций, укрепление памяти.
На занятиях ребенок с трудом «включается», не воспринимает нужную информацию, его перестает интересовать учеба, ухудшается воображение, глохнут чувства и воля, теряется индивидуальность.
Ставший телеманом, ребенок воспринимает как помеху все, что мешает наслаждению телевизором. Он психологически уходит из семьи.
Предрасполагающими к телемании факторами являются психический инфантилизм, минимальные мозговые нарушения, а также дефекты семейного воспитания.
И главное: не приносите в жертву семейное общение только потому, что это техническое чудо хорошо умеет развлекать.
Помните, окружение ребенка в детстве определяет всю его последующую жизнь. Ответственность за Вашего ребенка сейчас лежит на Вас целиком и полностью.
ЗАЩИТИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ!
Информацию подготовила Н. В. Воронова, психолог МБДОУ «Детский сад №438 Воробушек».