Наталья Оболяева
Влияние театральных технологий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с различным социальным статусом.
▼ Скачать + Заказать документы
В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т. к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения [1].
Публикация «Влияние театральных технологий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с различным социальным статусом,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные.
Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности [3].
Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства [1].
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Отношения со сверстниками, в условия группы детского сада и за её пределами, формируют у ребенка такие эмоции и чувства, как доброту, отзывчивость, искренность, правдивость, конфликтность, грубость, скрытность, вплоть до элементов агрессии в поведении [7].
Данные проявления, согласно Дж. Морено, могут указывать на то, какой социальный статус ребёнок занимает среди сверстников. Ребёнок, который помогает взрослым, сочувствует при необходимости другим детям, весёлый – пользуется популярностью у сверстников, тогда как тихий, или наоборот, агрессивный ребёнок, не умеющий проявлять или сдерживать свои эмоции, вызывает у остальных детей такие же позитивные или негативные эмоции [5].
Современный этап развития педагогики и психологии характеризуется поиском и разработкой новых технологий воспитания. Именно на решение проблемы развития эмоциональной сферы ребенка направлены современные технологии, в которых театрализованная деятельность рассматривается как одно из эффективных средств. По мнению Л. С. Выготского сказал, эмоции не только осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой, но и прокладывают путь для других психических процессов, в частности, для познавательных» [2].Разностороннее влияние театральной деятельности на личность ребенка, на развитие его социальной и эмоциональной сферы позволяет использовать эту деятельность как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения [4]. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе [8].