Елена Малышева
Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу особенности мышления детей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако, им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Публикация «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечёт к себе ребёнка. Ребёнок ещё не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создаёт мир своим магическим «как будто». Играя, ребёнок стремится найти сюжет, то есть выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Он распределяет роли, выбирает игрушки, учитывая своеобразие их внешнего облика. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонации голоса, движения, переодеваясь в разные костюмы. Ведь театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театр не случайно обладает репутацией самого демократичного, самого доступного вида искусства. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое, предоставляя им место для встречи.
Современное общество выдвигает перед педагогами задачу воспитания гармонично развитой, общественно активной личности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Как уже упоминалось ранее, в дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробует себя в разных ролях.
Связь между игровой и театрально-игровой деятельность заключается в том, что в основе той и другой лежит условное воспроизведение событий, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества.
Театральную деятельность в дошкольном детстве называют театрально-игровой. Театрально-игровая деятельность – творческий вид деятельность, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни, требующей достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений.
Итак, театрально-игровая деятельность, являясь своеобразным видом игровой деятельности дошкольника, имеет свои особенности: она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей (сказочных персонажей, их взаимоотношений в соответствии с сюжетом и содержанием произведения с обязательным внесением элементов творчества. Театрально-игровая деятельность является свободной, добровольной деятельностью, для которой характерны самостоятельность, высокая активность, контактная зависимость участников, способность к творчеству в целом.
Функции театрально-игровой деятельности
Театрально-игровая деятельность является для ребёнка игрой, общением, трудом, учёбой, отдыхом. Она имеет множество функций.
Наиболее важными из них являются:
1) Эстетическая функция. Это специфическая особенность театра, позволяющая формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты, обогащаются эстетические чувства, эмоции.
В процессе театрально-игровой деятельности развиваются такие творческие способности детей, как поэтический слух, умение сохранять яркость впечатлений, передавать их при создании образа героя (при помощи голоса, мимики, пантомимики, выражать своё отношение к нему, способствуют быстрому и глубокому восприятию содержания литературного произведения при условии его понимания.
2) Развлекательная функция. Как и эстетическая, сопровождает и окрашивает все функции театрально-игровой деятельности. Она связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, стимулирует положительные эмоции, отвлекает от нежелательных, грустных мыслей и переживаний, позволяет приятно и весело проводить время, пробуждать интерес к данной деятельности. В процессе театрально-игровой деятельности ребёнок испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие, радость, желание проявить себя, свои способности и возможности.
3) Коммуникативная функция. Позволяет установить связь между педагогом и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе театрально-игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, осуждать элементы агрессивности, нечестности, высокомерия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешать, помогать) по отношению к близким, родственникам, сверстникам, героям произведений. Дети учатся проявлять свои эмоции и чувства так, чтобы быть понятными другим.
4) Социальная функция. Театрализация обеспечивает ребенку не только удовлетворение потребностей в самовыражении, но и позволяет обогатить социальный опыт. Социокультурная функция способствует усвоению ребенком богатства культуры, формированию его как личности. С помощью театрализованного искусства, художественной литературы, малых форм фольклора осуществляется приобщение ребенка к национальной и мировой культуре, обогащается и углубляется круг детских представлений о данной сфере человеческого наследия, воспитывается ценностное отношение к ней, формируются интеллектуальные, эстетические чувства и эмоции.
5) Коррекционно-развивающая функция. Обеспечивает соотнесение характеристик игровой деятельности с условно-нормативными данными (по конкретному возрасту). Она способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка. Театрально-игровая деятельность по средствам данной функции способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности, развитию нравственных чувств у дошкольников.
6) Психотерапевтическая функция. Театр как метод психотерапии активно практикуется во многих странах мира. В работе с детьми театр довольно широко используется врачами, психологами и педагогами как наиболее адекватное специфике детства средство коррекционного и развивающего воздействия. Психотерапевтической возможностью, прежде всего, обладают сценические игры, суть которых – разыгрывание ролей для зрителей. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено.
7) Воспитательная функция. Данный вид деятельности способствует формированию определенных качеств, свойств и отношений личности. Например, тематика и содержание многих театрализованных игр детей-дошкольников – имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке.
8) Обучающая функция. Театрально-игровая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе овладения таким видом деятельности ребенок более полно и глубоко познает мир, успешно развиваются его интеллектуальные чувства.
Рассмотрев наиболее важные функции театрально-игровой деятельности, можно сделать вывод, что данная деятельность является многогранным явлением в жизни ребёнка данного возраста, средством удовлетворения его потребностей, средством получения знаний и умений, средством выражения и развития личности, средством формирования его эмоциональной и чувственной сферы.
Для полноценного развития ребёнка в театрально-игровой деятельности необходимо выделить и реализовывать следующие приёмы организации этой деятельности.
Основные принципы организации театрально-игровой деятельности :
1) Принцип эвристичности (исследование, обнаружение чего-то нового).
Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей. При создании такой среды необходимо руководствоваться этим принципом, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением чего-то нового, оригинального решения проблемы.
2) Принцип единства процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности.
Основой этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Этот принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.
3) Принцип отсутствия принуждения.
Данный принцип предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.
4) Принцип поддержания игровой атмосферы.
Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приёмов.
5) Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесён в жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, на занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что способствует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей.
Для реализации принципов организации театрально-игровой деятельности педагог может использовать множество приемов. Подбор приемов зависит от цели деятельности, от уровня знаний и умений детей, от их возрастных особенностей, от творчества педагога.
С целью организации театральной деятельности можно использовать как прямые приемы (объяснение, вопрос, образец, указание, так и косвенные (подсказка, совет, реплика, напоминание). Словесные приемы сочетаются с наглядными.
Прежде всего, необходимо позаботиться о возникновении и поддержании интереса к игре. С этой целью используются игровые приемы: внезапное появление театральной куклы или педагога в костюме какого-либо героя с предложением поиграть; игровые действия с пальчиковыми куклами; пересказ произведения с помощью куклы; принятие воспитателем игровой роли на себя; игровые упражнения; беседы о посещении театра с показом действий актёра.
С целью поддержания игровой атмосферы используются приёмы : внесение новой игрушки, декораций; доброжелательная реплика, совет; обогащение репертуара; анализ игровых действий с детьми; строительство декораций из крупного строительного материала.
При распределении ролей воспитатель может использовать такие приёмы, как: назначение на роль по желанию детей; предложение роли ребёнку педагогом исходя из того, какая роль ему будет полезна (также с согласия ребёнка); выбор на роль по итогам игровых занятий (смастерил в сотворчестве с родителями куклу, старался выразительно рассказывать сказку, спеть песню, придумал диалог героев, сделал маску и т. д.); а также исполнение роли по очереди и т. д.
Организуя театрализованные игры, следует иметь представление об основных особенностях, отличающих одни игры от других, т. е. о стилях. В театрализованных играх дошкольников можно выделить два стиля игры:
актерский;
режиссерский.
Актерский стиль – это когда ребенок разыгрывает роль одного персонажа, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику. Ребенок использует различные атрибуты, которые символизируют типичные свойства персонажа, его признаки.
Если ребенок не принимает на себя конкретной роли, обозначенной сценарием, а оперирует предметами и игрушками, действует за всех персонажей, проговаривая реплики всех действующих лиц, и оценивает происходящее с точки зрения каждого героя, то речь идет о режиссерском стиле игры.
Но каким бы стилем ни отличались театральные игры, все они направлены на обогащение различных видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического, оказывают благотворное влияние и на развитие эмоциональности ребенка, формирование его чувств, коммуникативных навыков, личностных новообразований.
Классификация театрализованных игр
В педагогической литературе, адресованной работникам дошкольных учреждений, театрализованные игры классифицируются по-разному (в зависимости от художественного оформления, от средств изображения).
Анализируя различные подходы к классификации театрализованных игр, необходимо выделить, прежде всего, 4 вида данных игр, которые ориентированы на социализацию личности ребенка и характерны для детей дошкольного возраста.
1. Игры и упражнения на подражание;
2. Игры-драматизации;
3. Игры инсценировки;
4. Игры-импровизации.
В этих играх дети играют с куклами или входят в образ сами.
Игры и упражнения на подражание
Подражание используется ребенком на протяжении всего детства. Оно не носит характер обязательности. Воспитатель не настаивает на точном повторении движений. Он дает примерный образец и предлагает детям в соответствии с характером образа (птичка летает, зайчики прыгают, лисички заметают следы).
Игры-драматизации
Игра-драматизация занимает особое место в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, способствуют воссозданию конкретного образа. Игра-драматизация – «школа морали в действии». Это игра – одна из первых форм коллективной жизни, где детей объединяют общие переживания. Они учатся действовать согласованно, подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива.
Игры-инсценировки
Игра-инсценирование в детском саду – это вид самостоятельной художественной деятельности детей, который заключается в разыгрывании эпизодов из жизни или литературного произведения, переработанного в пьесу, специально подготовленную и отрепетированную. В практике дошкольных учреждений утвердились такие виды инсценирования, когда присутствуют зрители (дети, взрослые) :
• инсценирование разными видами театра, кукольные спектакли;
• инсценирование актерами-детьми – драматический спектакль;
• инсценирование актерами – детьми совместно с актерами-куклами в руках детей, т. е. элементы кукольного театра гармонично сосуществуют с элементами драматического;
• инсценирование актерами-детьми совместно с актерами-взрослыми (педагогами, родителями) в «живом плане» и в куклах.
Игры-импровизации
В данной игре ребенок без предварительного обдумывания импровизирует на какую-либо тему, находит новое решение в создании образа, сюжета, быстро и гибко реагирует на возникающие задачи.
Как мы видим, что театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом для развития эмоциональной сферы дошкольника, его интеллектуального уровня, коммуникативных навыков, личности в целом. Знание особенностей ее организации в дошкольном учреждении и систематическое ее использование как в процессе специально проводимых занятий, так и в свободной деятельности позволяет развивать личность, способную к восприятию и пониманию состояния и эмоций окружающих и своих собственных, дает возможность ребенку успешно адаптироваться в современном мире.