Кристина Трухина
Влияние театрализованных игр на речь и творческие способности детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст - это самый подходящий период для всестороннего развития человека. В 2-3 года у детей начинают активно развиваться все процессы психики: внимание, восприятие, мышление, память, речь и воображение. В это же время происходит становление качеств личности. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Поэтому именно этот возраст требует максимально разнообразных средств развития и воспитания личности.
Публикация «Влияние театрализованных игр на речь и творческие способности детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поддержать стремление к самостоятельности, заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
В развитии способностей детей помогает театр, театральная деятельность, театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать и воспроизводить услышанное.
Перед началом работы я поставила для себя цель: обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря средствами театрализованных игр;
Также были поставлены задачи:
Формировать:
потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;
способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;
поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.
вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, поэтому для каждого речевого этапа подобраны театрализованные игры и для успешного решения поставленных задач составлена картотека по развитию речи в интеграции с задачами по театрализованной деятельности.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в
постепенном переходе ребенка:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Первоначально формирую умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях).
Например: игра-ситуация «Гости».
Цель этой игры: вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.
Для разыгрывания этой небольшой сценки использовала мягкую куклу.
На данном этапе с детьми веду беседы по содержанию сказок, рассматриваем иллюстрации к сказкам, героев. Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят». С помощью сказок побуждаю детей к проговариванию и повторению вслед за мной отдельных слов и фраз. Дети активно обсуждают героев, их поступки. В беседе по сказке используем магнитный театр на доске.
Далее познакомила детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Дети очень полюбили потешки игрового характера, активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий.
При чтении потешки «Огуречик, огуречик…», проводили игры на прогулке. Цель игры: развитие внимания, обогащение словарного запаса; воспитание осторожного поведения; освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка).
Знакомя детей с некоторыми потешками во время режимных моментов например такой игрой «Наши уточки…» мы побуждали их к подражанию крику птиц, животных.
С интересом и восторгом встречают игру «Коза рогатая». Цель: стимулировать совместное участие детей и взрослого в исполнении потешек, прибауток: договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям.
Я учили своих малышей действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Для этого проводили игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Конечно первоначально я сама проговаривала и сама проделывала движения, а дети слушали и смотрели. Затем они выполняли движения в соответствии тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»
При разыгрывании сценок по стихотворениям А. Барто «Игрушки», целью которых, познакомить со стихотворениями, а при повторном чтении выполнять характерные действия, повторяя строки текста. Мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. И конечно поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.
Здесь я предоставила детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизировала их речь, и закреплялись игровые действия с помощью настольного театра игрушек.
Театрализованная игра по сказке «Колобок». Цель: Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами.
Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, развивать внимание и наглядно - действенное мышление; учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д.
Проведению игр - театрализаций предшествует целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию, провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
Вклад родителей так же не маловажен в развитии данного направления. Для того, чтобы родители понимали, что такое театрализованная игра и как правильно преподнести ее ребенку, мы приглашали родителей. Они присутствовали на наших занятиях, примеряли на себе роль каких-либо героев, играли с детьми в подвижные театрализованные игры. Так же родители помогли мне создать игру «Поиграем в сказку», предоставив бросовый материал.
Итогом моей работы стало то, что дети узнают персонажей русских народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», у детей наметилась положительная динамика в развитии речи. Средствами театрализованных игр я вовлекала детей в диалог, обогащала активный словарь детей, развивала навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие детей. Конечно, основы театрализованной деятельности только начинают закладываться в раннем возрасте, и дети принимают поначалу лишь пассивное участие в роли зрителей, но при грамотном руководстве взрослого сформировать необходимые умения не только возможно, но и необходимо.
В заключение необходимо отметить, что театрализованные игры способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр можно решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.