Юлия Званцева
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде.
К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем, дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления. Часто воспитатели в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально -–положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.
Публикация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника» размещена в разделах
Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа», «Как человек заботиться о природе», «Природа и творчество человека». Часть работы по формированию у дошкольника нравственного отношения к природе должна взять на себя семья.
Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом решать задачи, не продумывают заранее вопросы. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо учить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту.
Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней. Поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств : добросердечности, гуманизма, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки, рвут понравившиеся цветы и тут же их бросают, мучают-«ласкают» котенка и так далее. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного отношения к ней. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении улетают, что его боятся,- и вот тут-то первопричина зла. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную позицию ребенка. У дошкольников недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит, увиденного на улице котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к природе, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку».
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных» и ей подобных. Хорошо, если родители фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий.
Необходимо подводить детей к обобщению накопленных представлений о животных, растениях, к образованию элементарных понятий, к пониманию зависимости сезонных изменений в живой и неживой природе от солнечного тепла и света. Развивать у детей наблюдательность, способность искать и обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений и делать выводы (растение засохло потому, что жарко и не хватает влаги). Взрослые должны воспитывать в детях нетерпимость к порче растений и уничтожению животных. Каждый ребенок должен знать, что растения живые, как и люди и животные. Они питаются, растут, дышат, а значит живут. Нужно познакомить детей с тем, как осуществляется охрана природы (запрещение самовольных вырубок деревьев, разжигание костров в сухое время года, запрещение охоты на птиц и животных весной и в начале лета, когда они выводят детенышей, подкормка зимой диких животных). Рассказать о работе заповедников, о вымирающих животных, о браконьерах, о загрязнении окружающей среды и необходимости беречь воду.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить детей с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с другими занятиями: чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Взрослые создают условия для того, чтобы знания детей были глубокими и полными и правильно применялись ими в различной деятельности. Организуя ознакомление детей с природными явлениями, развивать любовь и эстетическое отношение к родной природе, стремление изображать виденное в рисунках, обогащать запас слов детей, учить связно и выразительно рассказывать, описывать – задача воспитателя и родителей. Хорошо, когда дети слышат стихи о природе, рассматривают репродукции картин, сами придумывают незатейливые песенки и стишки о природе. Чтение художественных произведений М. Пришвина, Чарушина, Скребицкого, Л. Н. Толстого, Б. Житкова, должно стать регулярным. Желательно через определенное время несколько раз вернуться к прочитанному, чтобы ребенок смог понять и запомнить главное в произведении. Нужно обратить внимание ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды и явлений природы. Ребенок должен знать, что человек сам является частичкой природы и без природы существовать не сможет.