Дарья Суровова
Влияние семейных взаимоотношений на нарушение речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья посвящена проблемам влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка. В статье описаны особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Также в статье показано, что уровень семейной гипопротекции, воспитательная неуверенность родителя влияют на формирование лексикограмматического строя и связности детской речи. Влияет недостаточность и чрезмерность требований к ребенку со стороны родителей. Присутствие в детском окружении людей, связанных родственными связями, их коммуникативные умения и речевая активность, создают среду для формирования правильной речи ребенка. На речевое развитие детей старшего дошкольного возраста влияют как социально-демографические, так и социально-психологические факторы. Параметры семейных взаимоотношений, особенности общения между супругами, согласованность во мнениях и семейных установках детерминируют как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему развития речи ребенка.
Публикация «Влияние семейных взаимоотношений на нарушение речевого развития ребенка» размещена в разделах
Ключевые слова: речевая функция/ нарушения речевого развития/лексико-грамматический строй речи/семейные взаимоотношения/формирование речи.
Введение. Влияние семьи на психическое развитие ребенка дошкольного возраста является темой, которая в настоящее время приобретает особую актуальность. Проблемы, касающиеся влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка, часто попадают во внимание специалистов различного профиля, но остаются мало изученными. Также необходимо отметить, что число детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы.
Одним из механизмов развития речи ребенка может являться стиль родительского отношения к ребенку.
Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи, сложный процесс, так как связан с закрытостью и труднодоступностью проблем в семейных отношениях. Начиная психологопедагогическое изучение семьи, педагог должен прогнозировать, какой результат может получить, как будет работать с полученным материалом, что можно будет изменить в лучшую сторону. Различают диагностику семьи и диагностику детско-родительских отношений.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к развитию понятийного мышления.
Нарушения речи (в зависимости от характера речевых расстройств) отражаются на общем развитии ребенка : ограничивают его познавательные и эмоциональные проявления, порождают нежелательные особенности поведения, мешают развитию его коммуникабельности и адаптации в современном социуме.
Обзор литературы. Главной опорой для формирования правильной речи, по мнению Дженни Лешли, является помощь взрослых. Такая помощь базируется, прежде всего, на знании стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии. Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте – в речи, как и в других областях, возможны отличия, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста [11. С. 42,68].
Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка – необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи [13. С. 47].
Как отмечают Жукова Н. С. и Мастюкова Е. М., в первые годы жизни ребенка наибольшее значение имеет отношение к нему матери, затем постепенно, год от года возрастает роль отца [8. С. 3]. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребенка отметил З. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи К. Юнг, Э. Фромм [9. С. 42].
Изложение основного материала статьи. Цель работы – выявление характерных особенностей влияния родительского отношения на нарушение речевого развития ребёнка младшего возраста.
Объект исследования – уровень сформированности речевого развития детей младшего возраста.
Предмет исследования – влияние родительского отношения на нарушение речевого развития ребёнка младшего возраста.
Для раскрытия темы, достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать литературу по данной теме.
2. Рассмотреть этапы речевого развития в норме.
3. Рассмотреть влияние отношения родителей на речевое развитие ребенка младшего возраста.
Для проведения исследования были использованы следующие методы:
1. Метод наблюдения;
2. Метод анкетирования;
3. Метод беседы.
Методы педагогической диагностики семьи: тестирование, наблюдение, беседа с родителями и их участие в жизни образовательной организации.
В процессе работы я веду наблюдение за детьми, за динамикой развития, коррекции речи, и выявляю, что одним детям дается все намного легче, чем другим. Они лучше усваивают материал, внимательней на занятиях. Более того, эти дети работают с отдачей, чувствуют ответственность за качество речи.
Постепенно, ближе к середине учебного года, выявляется одна закономерность - чем больше заботы и внимания родителей к ребенку. Его проблемам, тем лучше конечный результат обучения.
Речь одних детей, особенно это проявляется на занятиях по развитию связной речи, более глубоко эмоционально окрашена. Дети ведут повествование или отвечают на вопросы с явным интересом, допуская ошибки, они не стесняются, не комплексуют, а сами себя поправляют. Они очень заинтересованы на занятиях, открыты.
Другая категория детей менее активна, на вопросы отвечает неохотно, как бы прячась, уходя от ответа. На замечания реагируют по разному: либо сразу плачут, либо еще больше замыкаются в себе.
На вопросы отвечают однообразно, словарный запас скудный. О семье рассказывают мало, ограничиваясь ответами: спал, ел, гулял. В их лексиконе нет уменьшительно- ласкательных слов - мамочка, папочка и т. д.
В результате всех наблюдений напрашивается вывод: речь ребенка (лексическая сторона, словарный запас, построение предложений, эмоциональная окраска) зависит от внутрисемейных отношений.
Ведь на речевое развитие влияют различные факторы. Понятно, что существуют биологические причины. Это неблагоприятные периоды внутриутробного развития и родов, наследственность, мозговые инфекции и травмы, перенесенных ребенком после рождения.
Но наряду с биологическими факторами немаловажное значение имеет социально - психологический. Известно, что образовательный потенциал родителей, речевая среда, стиль семейного воспитания, психологический климат в семье могут по разному воздействовать на речевое развитие детей.
Уровень развития лексико-грамматического строя, произносительной стороны речи, накопление словарного запаса у детей в семьях, где родители имеют высшее образование, высокий культурный уровень, чаще соответствуют возрастной норме.
Психологи также отмечают: родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляя более экспрессивную и не директивную речь, что в свою очередь, вызывает теплоту и привязанность со стороны ребенка и способствует формированию лексико –грамматического строя речи.
Таким образом, для нормального речевого развития ребенка необходим благоприятный психологический климат в семье.
Важно отметить, что эмоциональные связи внутрисемейных отношений определяют возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи. [90 стр. ]
При наличии речевых нарушений у ребенка характер внутрисемейных отношений может тормозить или способствовать формированию отдельных сторон речи. В семье с неблагоприятным психологическим климатом у детей диагностируется эмоциональное неблагополучие (тревожность, агрессия, затруднен контакт со сверстниками и взрослыми.
В семьях, где есть взаимопонимание, у детей коррекция нарушений в речевом развитии происходит быстрее, без каких- либо последствий.
Ежедневно, работая с детьми в индивидуальном порядке, я веду наблюдение не только за коррекционным процессом, но и за эмоционально- волевым поведением ребенка, его общением с окружающими.
Чтобы лучше понять и объяснить поведение ребенка, необходимо познакомиться с его семьей. Зная семью в целом, я получаю достаточно полное представление о применяемых методах воспитания, об отношениях и устоях семьи.
Знакомство с семьей осуществляю в основном через маму. Как разговаривает мама ребенка, какие речевые обороты использует, как эмоционально окрашена ее речь, с какой интонацией отзывается о ребенке, проявляет ли интерес, задает ли дополнительные вопросы или равнодушно отмалчивается.
Чтобы более объективно оценить поведение ребенка, я использую классификацию типов семьи, предложенную педагогом Барбарой Колорозо.
Существуют три основных типа семьи. Называются они условно так: кирпичная стена, медуза и осевой стержень. Различие между этими семьями определяют те взаимоотношения, которые удерживают членов семьи вместе.
1. Кирпичная стена. Семьи типа кирпичной стены дают своим детям лишь незначительную возможность для того, чтобы определиться, кто же они на самом деле. Дети не имеют права открыто выражать свои чувства и высказывать свое мнение.
2. Медуза. В этих семьях родители начинают смешивать в своих воспитательных приемах элементы полного беспорядка и жесточайшего контроля и наказаний, и дети, подверженные такому воспитанию, оказываются полностью растерянными и дезориентированными. Они не знают, что можно ожидать от родителей в каждую последующую минуту и как себя вести.
3. Осевой стержень. В этих семьях отсутствует иерархическое деление, нарушение прав и свобод других людей, затягивание времени при решении различных вопросов.
Функция родителей – не требовать выполнения каких-либо действий, а личным примером учить делать так, как считаешь правильным. Дети растут не только под контролем родителей, но и под собственным контролем.
Поскольку именно в семье закладывается фундамент, какой будет личность ребенка и, в частности его речь, для достижения наилучшего результата работы с детьми я привлекаю родителей.
Помимо индивидуальных бесед я считаю, что нужны также консультации, родительские собрания, оформлять в виде папок- передвижек рекомендации для родителей.
Предлагаю, составленные рекомендации родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста.
1. Общение с ребенком должно быть регулярным. Для этого достаточно 15 минут в день. Но оно должно быть содержательным, интенсивным и полезным.
2. При общении важно учитывать возрастные и личностные особенности ребенка. Общаться следует на интересные, понятные и актуальные для ребенка темы. Можно спрашивать ребенка о том, что он видит, чувствует, думает, делает, предлагать варианты поведения в определенной ситуации и обосновывать то или иное решение.
3. Занимаясь с ребенком продуктивной деятельностью, следует комментировать совместно выполняемые действия, этапы задания, обсуждать выполненную работу.
4. При общении с ребенком важен искренний интерес родителей к самому процессу. Играя с ребенком, родители могут строить различные предложения: простые и сложные, распространенные и нераспространенные, создавая образец использования родного языка.
5. Необходимо сопровождать игровую деятельность комментариями, описывая словами все этапы игры.
6. Важно создать комфортную, теплую атмосферу во время игры: быть доброжелательным, улыбаться, поддерживать инициативу ребенка и подбадривать его.
Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. [278 стр. ]
При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать одностороннего подхода, который присущ старым формам работы с семьей.
Выводы. Благодаря установлению доверительно- партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутрисемейные конфликты и проблемы детей, создается благоприятный климат в семье, формируются детско - родительские отношения.