Александр Владимирович Гришин
Влияние психических процессов на формирование деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психические процессы : восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – все они выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды : восприятие глубины, направление и скорости движения, времени и пространства. Человек обучается воспринимать и оценивать формы. Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно : к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности, которая содержит действия и операции. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности. В более развитых формах – образной и логической – деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так как часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Было экспериментально доказано, что внутренние, т. е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностью. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения и навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Зрительное восприятие неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движениями рук, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
6.2. Внимание детей дошкольного возраста Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Характерными особенностями внимания детей дошкольного возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями; с возрастом увеличивается роль слова в организации и поддержании его. Первые проявления внимания можно заметить в самые ранние периоды жизни новорожденного. Так, например, раздражители, связанные с питанием, в первую очередь вызывают ориентировочные реакции ребенка и изменяют характер его поведения. Однако вначале внимание носит непроизвольный, неволевой характер. Слуховое сосредоточение проявляется на второй – третьей неделе после рождения. Оно выражается в том: что при звуке или при другом раздражителе малыш замолкает, прекращаются его движения. До тех пор, пока не умолкает сигнал раздражителя. На третьей – четвертой неделе заметно сосредоточение ребенка на голосе взрослого человека, который разговаривает с ним: малыш замолкает, движения прекращаются. Примерно в то же время появляется и зрительное сосредоточение. Так же, как и слуховое, оно выражается в задержке движений ребенка в момент сосредоточения, в фиксировании глаз на предмете. Таким образом, в ответ на зрительные или слуховые сигналы возникает кратковременная задержка импульсивных движений, т. е. происходит зрительное или слуховое сосредоточение, которое является важным моментом бодрствования ребенка на первом месяце его жизни. Появление сосредоточения придает бодрствованию более активный характер. Начиная со второго месяца заметно увеличивается время сосредоточения малыша на ярких игрушках. Причем деятельность этого акта увеличивается, если игрушка звучащая или ее показ сопровождается речью человека. Ребенок трех месяцев более продолжительное время будет слушать звук погремушки, если он видит ее. Услышав речь взрослого, ребенок поворачивает голову в сторону говорящего и слушает произносимые им звуки дольше, если он видит этого человека. Характерной особенностью проявления ранних форм внимания на втором и третьем месяцах жизни является то, что его привлекает взрослый человек. Общаясь с ребенком, взрослый вызывает у него ответную реакцию в виде комплекса оживления. С пятого – шестого месяца жизни объектом внимания у младенца все чаще становится предмет, которым он манипулирует. Нельзя забывать, что к шести месяцам возрастает расстояние до объекта, на котором ребенок фиксирует свой взгляд, а также длительность сосредоточения на этом объекте. Важным показателем психического развития ребенка является тот факт, что к концу первого года он может действовать с несколькими предметами, это говорит о появлении распределения внимания и об увеличении его объема. Большое значение для развития внимания ребенка имеет овладение им ходьбой, поскольку увеличивается количество объектов, попадающих в сферу его деятельности. Развитие речи, появление потребности в общении с другими людьми, возникновение интереса к их действиям, речи приводят к тому, что ребенок начинает обращать внимание на более широкий круг явления окружающей действительности. Ребенок второго года жизни самостоятельно возится с каким либо предметом, внимательно рассматривает игрушку или следит за речью и действиями окружающих его людей. В этот период у малыша появляется новая качественная особенность внимания. Теперь он может быть внимательным к значению слова, к значению речи. Если до этого времени слово взрослого только направляло внимание и сопровождало действия ребенка, то теперь ин начинает постигать смысл речи, обращенной к нему. Таким образом, уже к трем годам ребенок может быть внимательным ко всем основным явлениям и предметам, которые его окружают. Более высокая степень развития внимания детей третьего года жизни позволяет соответствующим образом организовать проведение занятий со всей группой одновременно. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста во многом остается таким же, как и в предыдущем возрастном периоде. Однако постепенно оно начинает отражать интересы ребенка по отношению к объектам окружающего мира, с которыми он взаимодействует. Вместе с тем продолжает развиваться и совершенствоваться непроизвольное внимание. Характерной особенностью внимания в этом возрасте является то, что они остаются сосредоточенными до тех пор, пока их интерес не угаснет. Поэтому младшие дошкольники редко могут в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом. Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид – произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживает его в течение некоторого времени. Но к возникновению произвольных его видов. Вопрос о генезисе и развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен советскими психологами Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребенка к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный характер. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Д. Эльконина и других психологов, решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятельности ребенка. Переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к занятиям, носящим учебный характер, к выполнению элементарных трудовых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с правилами, требованиями взрослых, оказывает существенное влияние на развитие сугубо человеческого вида внимания – произвольного. Исследования показали, что устойчивость внимания зависит от характера отношения к заданию и от возраста ребенка. Дети младшего возраста (2,5-3,5 года) часто подменяют выполнение заданий игрой – манипулированием с материалами и игрушками. Это первый уровень отношения к заданию. На втором уровне задание принимается частично. Дети в возрасте 3,5 -4,5 лет в общем принимают поставленную задачу, но условия ее частично игнорируют. - 66 - Третий уровень отношения к заданию свойствен детям 4,5–5,5 лет. Дети этого возраста принимают поставленную задачу и охотно ее выполняют. Но к концу деятельности они часто теряют задачу, подменяя ее другой, на этом этапе возникают попытки организовать свое внимание через постановку добавочных целей. Четвертый уровень характеризуется тем, что дети. (5,5–6,5 лет) полностью принимают задание и стремятся выполнить его быстрее и лучше, используя более рациональные способы организации внимания: самонаблюдение, предварительную группировку материала. Повторяя для себя инструкцию, т. е. активно используя речь, дети тем самым организовывают свое внимание на выполнении задания. Таким образом, произвольное внимание в дошкольном возрасте формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Воспитание произвольного внимания является важнейшей задачей дошкольной педагогики и психологии и важнейшим условием подготовки ребенка к обучению в школе. Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в послепроизвольное. Главной побудительной силой, вызывающей послепроизвольное внимание, является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу ее выполнения. Общей закономерностью является то, что устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего дошкольного возраста к старшему. Так, младшие дошкольники тратят на рассматривание картинки 6-7 сек., а старшие рассматривают эти же картинки в течение 12-19 сек. Формы индивидуального реагирования на эмоционально значимые, раздражители чрезвычайно многообразны. Так, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5-2 раза больше, чем у возбудимых. Проявление рассеянности – значить не уметь надолго сосредоточиться на чем-то - 67 - одном. Одной из причин рассеянности является быстро проявляющееся утомление. Оно может наступать быстро при выполнении трудной и интересной работы, требующей длительного сосредоточения Нередко причиной рассеянности дошкольников является недостаточно гибкое, переключаемое внимание. Возникшие в сознании яркие переживаемые образы не могут сразу исчезнуть, и ребенок не в состоянии полностью сосредоточиться на деятельности. Иногда о рассеянности детей повинен сам воспитатель. Если он ведет занятие однообразно, дает детям задания, которые слишком легки для них, не побуждают к активной мыслительной деятельности, то это ведет к рассеянности. Если детям скучно, они будут искать увлекательную работу на стороне. Переключение внимания, так же как и другие свойства, развивается под влиянием обучения и воспитания. В играх, упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменившейся обстановке, формируется переключение внимания. Объем внимания у детей дошкольного возраста значительно увеличивается. Это обусловлено развивающейся речью ребенка, увеличивающейся его самостоятельностью, разнообразием деятельности, в которую он включается. Увеличение объема внимания не исчерпывается только увеличением количества одновременно воспринимаемых объектов с одинаковой степенью ценности. Изменения касаются и тех объектов, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте их внимание привлекалось яркими, необычными вещами, то внимание дошкольника довольно часто привлекается внешне ничем не привлекательными объектами. Это свидетельствует о качественно новом уровне развития внимания.
Восприятие пространства детьми дошкольного возраста Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться.