Ольга Романова
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем формального (учебные заведения и дошкольные учреждения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).
Публикация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника» размещена в разделах
К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.
Часто воспитатели в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально - положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.
Необходимым условием правильно организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников. Детям среднего возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяют условно на две большие группы: к первой относят знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй - знания, определяющие правила поведения человека, в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: " Зачем людям нужна природа?", «Как человек заботится о природе ", «Природа и творчество человека " и др.
Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья. Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания.
Стихийность процесса ознакомления дошкольников с природой проявляется в том, что родители "идут за ребенком ", его интересами, не придумывают заранее вопросы. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания.
Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, пробуждение к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способы глубоко проникнуты в мир красоты природы, помогают воспринимать и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание его законов и связей не возможно без эмоционально-положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы.
При этом существует и другая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов,либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и тд.)
В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и тд.) А в работе с родителями по данной проблеме воспитатель должен решить следующие задачи:
1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе
2. Установить преемственность в работе с семьей
3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой