Галыгина Алена
Современные игровые технологии ранней профессиональной ориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Для всестороннего развития детской личности воспитанников дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Профессиональная направленность человека закладывается с детства. Для того чтобы ребенок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его необходимо познакомить с наибольшим количеством профессий, в том числе с профессиями родителей и людей, работу которых они наблюдают каждый день.
Так как ведущий вид деятельности дошкольника – игра, то и знакомство с миром профессий должно происходить с помощьюигровых технологий.
Рассмотрим наиболее популярные.
1. Сюжетно-ролевые игры.
Темочки:
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений.
Дети с удовольствием играют в "Больницу", "Магазин", "Парикмахерскую", «Автомастерскую», «Библиотеку», «Строителей», «Моряков», «Пожарных», «Спасателей»,«Инспекторов ГИБДД», «Швей», «В школу»,«На почте»,«На кухне», «В автобусе».
2. Дидактические игры.
Моделируют структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
- Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых («Собери набор повара» «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами» «Предмет – материал, из которого он сделан", "Профессия - результат", «Узнай профессию»)
- Настольно-печатные игры помогают закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий (подбор картинок по парам «Найди два одинаковых инструмента»; подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине» «Профессии», лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», «Кем я хочу стать», «Играем в профессию», "Женские - мужские профессии"; составление разрезных картинок на профессиональную тему)
-Словесные игры помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы.
Например, «Кто больше знает профессий», «Кто что делает?», «Угадай профессию по описанию», "Кто больше назовет действий", «Угадайте, кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда», «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда», "Кто больше назовет предметов", «Четвертый лишний», «Варим компот», «Кто больше знает профессий», «Кто какой, какая?», «Назови одним словом», «Что пригодится при строительстве дома», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем».
3. Театрализованные игрыспособствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссёра, костюмера, декоратора, актёра.
Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например, зачем строителю каска, зачем шахтеру каска с фонариком, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту скафандр и т. д.
4. Конструирование.
Вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер.
5. Квест игра помогает организовать целенаправленный досуг и расширить кругозор детей в области существующих профессий.
Задания для Квест – игры: загадки, ребусы, игры «Найди отличия», «Что лишнее?»,пазлы, творческие задания, лабиринты, эстафеты.
6. Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий («Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", «Что нужно для работы?»). Реализуются игры с помощью различных эффектов анимации и помогают детям дошкольного возраста с особым интересом усваивать учебный материал.
7. Виртуальные игры-экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников). Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Это могут быть эскурсии: "Путешествие в театр", «В ателье», «В парикмахерскую», «На автовокзал», «В больницу», «Школу», «На стройку», «На корабль», «На ферму».
8. Интеллект-карты «Все профессии важны, все профессии нужны!». Интеллект-карта (карта ума) – это наглядный способ запоминания информации. Сначала собирается информация о профессиях: названия профессий и необходимые атрибуты к ним; то, что нужно для той или иной профессии. Затем полученная информация обобщается, систематизируется и переносится на бумагу (с помощью картинок, рисунков, линий, стрелок).
9. Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея».
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.
В процессе подготовки доклада были использованы материалы из открытых источников.