Малиева Эллада
Влияние телевидения на духовно-нравственное развитие подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, «эффект присутствия» делают его наиболее действенным инструментом управления личностью. Поэтому сегодня как никогда актуально стоит вопрос о влиянии средств массовой информации, и, в первую очередь – телевидения, на духовно-нравственное воспитание подростков. Если провести сравнительный анализ современного телевидения с телевидением при социализме, то можно сказать, что телевидение прошлого выигрывает на фоне нынешнего.
Публикация «Влияние телевидения на духовно-нравственное развитие подростков» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно.
В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных» детей, последствия этого становятся все более очевидными. Подростки порой не осознают всего того, что показывают на экране. Например, сцены насилия, которые почти постоянно показывают по телевизору, приводят к тому, что жизнь в глазах человека становится ничтожна, подросток привыкает к тому, что человека можно легко убить, и они не воспринимают окружающую их реальность, они как-будто живут в мире, построенном на основе увиденного на экране. Все это приводит к тому,что увеличивается количество суицидов среди подростков.
Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен.
Чтобы выяснить предпочтения, интересы наших воспитанников был проведен опрос среди воспитанников нашего интерната. В опросе участвовали 69 воспитанников. Детям было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Сколько времени вы проводите за просмотром телевизора?
Средняя продолжительность просмотра телевизора 3 часа. Однако согласно исследованиям детям после 7 лет можно смотреть телевизор около полутора часа в день, но с перерывами, учитывая, что это максимум, и достигать его каждый день нежелательно. Но здесь у нас нет больших проблем, так как основная масса детей укладываются в данную норму, а у некоторых детей даже нет времени на просмотр телевизора.
2. Какие каналы на телевидении вы предпочитаете?
Наибольшей популярностью у подростков пользуются такие телеканалы, как ТНТ-46ч., СТС-38ч. Я просмотрела анонс программ этих каналов: Х программ были частично познавательные и Х программы не несли в себе никакой полезной для подростка информации.
К сожалению, дети не назвали телеканалы с высоким ценностным потенциалом. Такие как «Первый канал», «Россия», «Спорт» выбрали единицы. Дети вообще не смотрят такие каналы, как «Animal planet”,”Viasat History”, «Культура», «Discovery А наши дети в это время в очередной раз смотрят какое-нибудь ТНТ. При соответствующей работе педагога телепередачи этих каналов могли бы стать действенным средством воспитания ценностных отношений личности.
3. Какие телепередачи вам наиболее интересны: познавательные или развлекательные?
Большая половина детей выбрала развлекательные передачи-57 чел., и только 27 чел. в качестве предпочитаемых передач указали познавательные. Я не против развлекательных передач, но все должно быть в мер, и лучше было бы,если в репертуаре просматриваемых нашими детьми телепередач преобладали познавательные.
4. Ваши любимые телепередачи?
В основном смотрят фильмы, мультфильмы, сериалы («Универ»,Реальные пацаны»,такие передачи, как «Камеди клаб»,в которых в основном пропагандируется пошлость. Соответстственно, никакого влияния на духовно – нравственное воспитание детей эти передачи не оказывают. Даже современные мультфильмы могут быть причиной нарушения детской психики. Наши дети не смотрят такие полезные передачи как «Умники и умницы», «Своя игра».
5. Какие фильмы вы предпочитаете смотреть: зарубежные или отечественные?
Подростки почти не смотрят отечественные фильмы, где воспитывается нравственность, патриотизм, любовь к Родине. Дети предпочитают зарубежные фильмы. Жанры: ужасы, боевики. Никто не назвал исторические, биографические фильмы.
6. Обращаете ли вы внимание на возрастные ограничения при просмотре телепередач?
Нет-51 чел. Да-18.`
7. Смотрите ли вы информационные новости?
Да-42чел. Нет-13 чел. иногда-18 чел.
С целью снижения негативного влияния телевидения на психику детей, на их духовно -нравственное развитие нам, взрослым, необходимо взять под контроль процесс просмотра детьми телепередач, ненавязчиво направлять интересы детей в области телевидения на передачи патриотической направленности, с духовно- нравственным потенциалом, контролировать возрастные ограничения и приучить детей самостоятельно учитывать их.