ОЛЬГА НЕСТЕРОВА
Творческий проект «Куколка-кукляшка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Тема проекта: «Куколка-кукляшка».
Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре, народным традициям и обычаям через знакомство с народной куклой.
Задачи проекта:
1. Формировать представления у детей о народной кукле с учетом гендерной принадлежности через различные виды детской деятельности.
2. Формировать у детей ценностное отношение к народной кукле.
3. Приобщать родителей к этнокультуре через организацию работы мастерской «Куколка».
Название и форма итогового мероприятия (события, праздник и др.): выставка «Ярмарка кукол».
Темочки:
ФИО воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие: Нестерова О. А, Корычева В. Н.
1 неделя проекта, 1 – 2 день. I этап (подготовительный)- погружение детей в тему проекта.
1. Беседы «Одежда кукол» (национальная старинная, современная одежда).
2. Подгрупповой труд по уходу за игрушками «Прачечная».
3. Ручной труд «Конфеты для кукол из пластилина».
4. Индивидуальные беседы с детьми «Моя любимая домашняя игрушка» (как ты играешь с ней)
5. Индивидуальные познавательно-речевые упражнения «Из какой страны кукла»,
6. В режимных моментах: игры-имитации,игры с куклами под колыбельную музыку, слушание русской и классической музыки о кукле, слушание коми народной песни «Акань»,пропевание песен о куклах, построение конструкций для кукол девочек и кукол мальчиков.
7. С / р игра «Дочки-матери», «Парикмахерская».
8. Самостоятельное рассматривание иллюстраций, альбомов о современных куклах, работа в раскрасках «Моя кукла» (для девочек, «Куклы –солдаты» (для мальчиков).
9. Выставка в группе «Любимая игрушка моей дочери, моего
сына».
Информационно-рекламное сообщение родителям о предстоящем проекте (реклама).
1 неделя, 3-4 день. 2 этап проекта (постановка проблемы, мотивация, планирование).
1. Познавательно-речевая деятельность по краеведению. Беседа с детьми на тему: «Есть ли у куклы прабабушка?», "Были ли в далеком прошлом такие же куклы, как сейчас?".
- Зачем они были нужны? Как и где изготавливали куклу? Можем ли мы в наше время найти старинную куклу? Что мы знаем о старинной кукле? Где мы можем узнать о старинной кукле? Как мы можем это сделать? Что нам для этого нужно? Кому можно рассказать об истории происхождения старинной куклы? Вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности и записываем с помощью знаков, которые дети предлагают сами.
2. Рассматривание рисунков о куклах, выставки игрушек народно-прикладного искусства.
3. Познавательно-исследовательская деятельность: «В гостях у нас кукла-пеленашка»
- беседа о том, что дети узнали о народной кукле (выступление детей)
- обследование куклы-пеленашки (дети разворачивают куклу)- рассказ воспитателя о пеленашке.
4. Моделирование последовательности скрутки куклы-пеленашки с детьми. На каждого ребенка готовая скрутка и лоскутки для пеленания.
5. Разгадывание загадок,чтение стихотворений о кукле, беседа воспитателя о народной кукле «Берегиня».
6. Привлечение родителей: поиск информации об истории нар. куклы; оформление альбомов по данной информации. Совместно с детьми дома изготавливают кукол по схемам.
7. Ручной труд: «Изготовление куклы «бессонницы»
8. Рассматривание фотографий, иллюстраций о куклах: «берегиня», «бессонница», «пеленашка».
1 неделя, 5 день
1. Художественно-творческая деятельность по ознакомлению с предметами народно-прикладного искусства «Образ народной игрушки в художественной литературе, изобразительном искусстве».
- Рассматривание народных игрушек: матрешка, филимоновская и дымковская.
- Познавательно-речевые игры «Узнай по описанию игрушку».
- Загадки о матрешках, рассматривание выставки филимоновские и дымковские игрушки.
- Работа в раскрасках, рисование по трафаретам.
- Выставка «Народная игрушка».
2. Музыкально-художественная деятельность:
- внесение народных кукол, соответствующих тематике музыкального репертуара: «Крупеничка», «Подорожница» и др. (куклы сделаны совместно детьми и родителями).
- музыкальные импровизации с куклами.
- слушание песен, разучивание фольклорных произведений (заклички, песенки, потешки).
3. Работа с родителями:
- изготовление кукол «Крупеничка», «Подорожница» дома с детьми.
2 неделя. 1-5 день. 3 этап. Реализация проекта.
1. Рассматривание и беседа о куклах, которые дети сделали с родителями и принесли в детский сад.
2. Наблюдения за играми детей – выявление отношения к куклам у мальчиков и девочек.
3. С/р, театрализованные игры с куклами.
4. Самостоятельное изготовление кукол. Рассматривание альбома с иллюстрациями народных кукол. Оформление выставки с детьми о куклах в группе.
5. Привлечение родителей к пополнению и оформлению мастерской в группе «Старинный сундучок».
6. Индивидуальный опрос родителей: что положительного приобрели дети и родители в ходе работы мастерской; в совместной деятельности с детьми дома, в детском саду.
7. Экскурсия в музей им. Л. М. Дьяконова. Тема: «Старинная одежда». 8. Рассматривание выставки, изготовление кукол по схемам,
9. Рассматривание предметов рукоделия: ткани, нитки, ленты, украшения.
10. Реклама по открытию мастерской.
11. Игра «Ателье для народных кукол».
Цель: развивать речевые умения по теме «Одежда».
- проблемная ситуация куклы не могут выйти на прогулку, нет одежды.
- Игра «Выбери куклам одежду (мальчикам и девочкам)».
- Диалог между воспитателем и ребенком о цвете одежды кукол.
- диалог между детьми от имени кукол
- игра по ПДД «Поможем куклам перейти дорогу»
12. Встречи-минутки «Надежная гостья» (знакомство с социальным назначением кукол в жизни девочки, женщины, мальчика-мужчины).
Воспитатель по краеведению вносит куклу, изготовленную детьми и родителями. От имени куклы рассказывает историю о ней (4-5 мин).
Кукла остается на некоторое время в группе. В течение недели вносит разных 2-3 кукол «Девка-баба», «Подорожница», «Неразлучница».
13. Чтение сказки «Крупеничка» Н. Р. Пиминов изд. Малыш М. 1988г.
- игры- придумки «Придумай другой конец сказки»
14. Разучивание малых фольклорных форм (потешек, попевок, частушек, закличек о народных куклах, рассматривание
народной куклы на выставке в музыкальном зале, рассматривание выставки детских рисунков о народной кукле, лепка кукол.
15. Продуктивная деятельность по рисованию: «Украсим одежду кукол коми орнаментом», рассматривание одежды из меха, экспериментирование (смешивание краски щетинистой кистью, накладывая один слой на другой, д/и «Найди элементы коми орнамента по образцу», рисование на трафарете "Кукла «Северянка»,
д/и «Коми орнамент».
Выставка для родителей «Народная кукла».
Подготовка кукол. Подготовка костюма к празднику. Совместные презентации детей и родителей на "Ярмарке кукол". Совместное оформление зала с детьми.
Итог:
Выставка «Ярмарка кукол».