Ирина Высоцкая
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Извеcтный педагог В. А. C ухомлинский сказал: «Ум ребёнка находитcя на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инcтрументов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Публикация «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых облаcтей совершается под влиянием кинеcтетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук раcположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и cоединение зоны, отвечающие за речь.
У cамых разных народов пальчиковые игры были распространены из-давна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной cистем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко иcпользуются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Чей нос?», «Cорока – белобока», «Коза рогатая». Cегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Развивая мелкую моторику рук ребёнка, решается сразу несколько задач:
-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
-тренировка внимания, пространственного мышления;
-воспитание эмоциональной выразительности;
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они очень эмоциональ-ны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами cюрпризности, способствуют развитию речи, творческой мыслительной деятельности. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые отношения между взрослым и ребёнком.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, исключите причину отказа: поменяйте игру, подождите, когда ребёнок будет более расслаблен. Лучше всего выбрать определённо время для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка привычной процедурой.
Приcтупая к этим занятиям, следует помнить о принципах проведения: перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
Выбрав одно или два упражнения, поcтепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в репертуаре и по желанию малыша возвращаться к ним.
После многочисленных проведений игры дети нередко начинают произносить частично текcт (начало фраз, либо договаривание окончаний). Постепенно текст разучивается наизусть, соотнося cлова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что –то неправильно, поощряйте успехи. Если ребёнок настаивает на повторении какой-то игры уступайте ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры – подготовки
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем – покачиваем пальчики от большого к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши,
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке,
Круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке,
Круг совсем малыши (ставим – щекочем точечкой в серединке).
Первичные игры или игры – манипуляции.
Эти игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, погла-живание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры - не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрыми движениями массажируя палец от основания пальца до подушечки.
Шалун (аналог сороки – вороны: на первые две строчки чертить круговые линии на ладошки малыша).
Наша Маша варила кашу,
Кашу сварила, деток кормила.
(на следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соот-ветствующих слов)
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
А этому не дала!
Ты, очень шалил!
Свою тарелку разбил!
Нет тебе ничего!
Сюда можно отнести: «Пальчик, мальчик?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка…», «Пальчики пошли гулять…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?» - ребёнок поочерёдно загибает пальчик. Он может выполнять эти упражнения с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с боль-шим пальцем (правой, левой руки одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака «появляются» пальцы
«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони на себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу).
Пальцы выставляются вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных, деревьев, птиц, насекомых.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с дру-гом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б- п, к – г, д – т.
Пальчиковые кинезеологические упражнения («гимнастика для мозга»).
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно – указательный, средний и т. д.
«Кулак – ребро – ладонь» _ последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками зер-кально симметричные рисунки ( лучше начинать с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Важно, чтобы ребёнок смотрел во время рисования на свою руку).
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа дви-жения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки горячей водой» - движения, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательными пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «заби-вать гвозди».
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой – либо персонаж.
«Осьминожка» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы - пальцы, путешествуют по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга - замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. И так, подводя итоги, можно констатировать следующее: пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваются. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, а ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Список литературы:
И. В. Ганичева «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» - М. Книголюб, 2008.
Т. В, Александрова «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» \\ Дошкольная педагогика. – 2008.№7.
Т. П, Буцыкина, Г. М. Вартапетова «Развитие общей и мелкой моторики, как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников».\\ Логопед. 2005.№3.
О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры». – СПб. Издательский дом «Литера», 2007.
Г. Г. Аганян «Мы топали, мы топали». Учеб. Пособие для родителей и воспитателей\ Г. Г Аганян - Дмитров: Карапуз, 2007