Получи документы

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей

Ирина Высоцкая
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Извеcтный педагог В. А. C ухомлинский сказал: «Ум ребёнка находитcя на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инcтрументов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей установили, что уровень развития речи детей находится в прямой взаимосвязи с уровнем развития общей и точной моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Темочки:

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых облаcтей совершается под влиянием кинеcтетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук раcположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируем и cоединение зоны, отвечающие за речь.

У cамых разных народов пальчиковые игры были распространены из-давна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной cистем, устраняет эмоциональное напряжение, развивают координацию движений силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко иcпользуются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Замечательное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Чей нос?», «Cорока – белобока», «Коза рогатая». Cегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. И так, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребёнка, решается сразу несколько задач:

-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

-тренировка внимания, пространственного мышления;

-воспитание эмоциональной выразительности;

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они очень эмоциональ-ны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами cюрпризности, способствуют развитию речи, творческой мыслительной деятельности. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые отношения между взрослым и ребёнком.

При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, исключите причину отказа: поменяйте игру, подождите, когда ребёнок будет более расслаблен. Лучше всего выбрать определённо время для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка привычной процедурой.

Приcтупая к этим занятиям, следует помнить о принципах проведения: перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.

Выбрав одно или два упражнения, поcтепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в репертуаре и по желанию малыша возвращаться к ним.

После многочисленных проведений игры дети нередко начинают произносить частично текcт (начало фраз, либо договаривание окончаний). Постепенно текст разучивается наизусть, соотнося cлова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что –то неправильно, поощряйте успехи. Если ребёнок настаивает на повторении какой-то игры уступайте ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.

Игры – подготовки

(на каждый ударный слог первой фразы трогаем – покачиваем пальчики от большого к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши,

Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке,

Круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке,

Круг совсем малыши (ставим – щекочем точечкой в серединке).

Первичные игры или игры – манипуляции.

Эти игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, погла-живание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры - не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрыми движениями массажируя палец от основания пальца до подушечки.

Шалун (аналог сороки – вороны: на первые две строчки чертить круговые линии на ладошки малыша).

Наша Маша варила кашу,

Кашу сварила, деток кормила.

(на следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соот-ветствующих слов)

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала!

Ты, очень шалил!

Свою тарелку разбил!

Нет тебе ничего!

Сюда можно отнести: «Пальчик, мальчик?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка…», «Пальчики пошли гулять…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?» - ребёнок поочерёдно загибает пальчик. Он может выполнять эти упражнения с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с боль-шим пальцем (правой, левой руки одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака «появляются» пальцы

«Грабли» -ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони на себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу).

Пальцы выставляются вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, домашних и диких животных, деревьев, птиц, насекомых.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с дру-гом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б- п, к – г, д – т.

Пальчиковые кинезеологические упражнения («гимнастика для мозга»).

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно – указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» _ последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - нарисовать в воздухе обеими руками зер-кально симметричные рисунки ( лучше начинать с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Важно, чтобы ребёнок смотрел во время рисования на свою руку).

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа дви-жения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки горячей водой» - движения, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательными пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «заби-вать гвозди».

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кистей рук используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой – либо персонаж.

«Осьминожка» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы - пальцы, путешествуют по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга - замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. И так, подводя итоги, можно констатировать следующее: пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваются. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, а ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Список литературы:

И. В. Ганичева «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» - М. Книголюб, 2008.

Т. В, Александрова «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» \\ Дошкольная педагогика. – 2008.№7.

Т. П, Буцыкина, Г. М. Вартапетова «Развитие общей и мелкой моторики, как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников».\\ Логопед. 2005.№3.

О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры». – СПб. Издательский дом «Литера», 2007.

Г. Г. Аганян «Мы топали, мы топали». Учеб. Пособие для родителей и воспитателей\ Г. Г Аганян - Дмитров: Карапуз, 2007

Публикации по теме:

Влияние сказок на развитие связной речи детейВлияние сказок на развитие связной речи детей Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает.

Влияние сказок на развитие связной речи детей 4–5 лет Моя тема самообразования:"Влияние сказок на развитие связной речи детей 4 - 5 лет". Почему я выбрала эту тему? К сожалению, сегодня у многих.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании.

Фотоотчет: «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие»Фотоотчет: «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие» Одним из важных аспектов речевого развития детей является развитие мелкой моторики рук. Потому что, как мы уже знаем, речь детей находится.

План работы с детьми группы раннего возраста «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук» Перспективный план работы с детьми группы раннего возраста(2-3 года) «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук»Пермский край,.

Развитие речи детей 4–5 лет с помощью пальчиковых игр (из опыта работы) Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Развитие речи детей I младшей группы детского сада с использованием пальчиковых игр и игр-драматизацийРазвитие речи детей I младшей группы детского сада с использованием пальчиковых игр и игр-драматизаций Игра-имитация по русской народной потешке «На птичьем дворе»Программные задачи:-Учить детей различать и называть птиц, о которых говорится.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Консультация «Влияние пальчиковых игр на развитие детей раннего возраста» Родителей и педагогов, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Очень.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детейВлияние театрализованной деятельности на развитие речи детей Одной из важнейших проблем в последнее время становится проблема развития речи детей, все больше детей нуждаются в помощи логопедов и других.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 19:00
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Высоцкая (УИ 440534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД