Любовь СтаниславовнаЛомоносова
Влияние нетрадиционной техники «квиллинг» на развитие творчества у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Публикация «Влияние нетрадиционной техники „квиллинг“ на развитие творчества у дошкольника» размещена в разделах
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Она имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Сейчас всё чаще педагоги стали использовать в работе различные виды нетрадиционной техники изобразительной деятельности. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их использовании, свойствах, способах применения. Это даёт толчок к развитию воображения, творчества. Но, я хочу остановить ваше внимание на такой нетрадиционной технике как, квиллинг.
На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. Эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ. Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг необходимо учитывать возрастные особенности детей: прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки.
Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствии, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок. Обучение технике квиллинга должно быть постепенным и последовательным. Выполнение каждой новой формы (приема) следует закрепить на нескольких занятиях и только после этого продолжать знакомить детей с новыми приемами.
Квиллинг требует тонких дифференцированных движений пальцами, способствует активизации координированной работы мелких мышц руки. Работа в технике квиллинг напрямую обращена к формированию творческого начала. Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство — одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в этом виде искусства.
Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Техника квиллинг способствует развитию мелкой моторики обоих рук, так как во время работы в этой технике задействованы и левая и правая рука, что активизирует работу, как левого, так и правого полушария головного мозга.
И так,работа по обучению детей квиллингу позволяет решать ряд важных задач в развитии ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Литература:
1 Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. — И. : Контэнт, 2010. —
48 с.
2 Зайцева, А. Искусство квиллинга. — И. : Эксмо — Пресс, 2009. — 64 с.
3 Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. — Москва, 1998.
4 Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М. : 1999. Хелен, У. Популярный квиллинг. - И. : Ниола — пресс, 2008. — 104 с.