Лейсан Гафиатуллина
Влияние мультфильмов на эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!
Не так давно было время, когда ребенок смотрел только «спокойной ночи малыши». Сегодня ситуация иная. По телевидению показывают множество мультфильмов и передач для детей, которые идут сутками напролет. А режим школьника вполне позволяет уделить просмотру его любимых мультиков пару часов в день.
Публикация «Влияние мультфильмов на эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас современных мультфильмов. Откуда у них гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое? В своей работе я попыталась разобраться, какое влияние оказывают мультфильмы на эмоциональное состояние ребёнка.
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают мультфильмы на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) выяснить, когда появился жанр-мультипликация;
2) выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации;
3) провести анкетирование воспитанников группы №5 «ФАНТАЗЕРЫ», с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
4) изучить, как влияют мультфильмы на тревожность и агрессивность дошкольников;
5) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
6) обобщить полученные данные в буклете «Смотри мультфильмы с пользой!»
Методы исследования:
• анкетирование воспитанников;
• сбор информации в сети Интернет;
• консультация воспитателя;
• обработка информации.
Гипотеза работы: мультфильмы, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
Теоретическая часть
Как появился жанр-мультипликация.
Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение"). Искусство анимации, как это ни парадоксально, старше самого кино, которое во многом именно ей обязано своим рождением. Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I веком до н. э.
В начале второго тысячелетия н. э. в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультфильмы.
А в 15 в. появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.
В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.
В конце 17 века А. Кишером был придуман «чародейственный фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле.
В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Автором его был Дж. Блэктон. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». В январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Уолта Диснея. Где рождается самый популярный рисованный персонаж в истории анимационного кино - Мышонок Микки Маус. Облик и повадки мышонка были поначалу другими. Микки Маус выглядел недобрым и язвительным. Родители юных зрителей возмущались скверным характером героя. И Дисней изменил его, сделав милым и добродушным.
Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году У. Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вили».
В конце 19 века изобретатель из Франции Э. Рейно придумал проектор, в котором использовался принцип последовательной передачи изображений – одно за другим
Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Стремление человечества запечатлеть в рисунке движение, наблюдаемое в природе и жизни, мы находим в памятниках глубокой древности.
30 августа 1877 года, в Париже был запатентован - праксиноскоп Эмиля Рейно. Именно этот день можно считать днем рождения мультипликации.
Шли годы новых поисков, годы новых открытий. Возникла фотографическая промышленность. Открылись фабрики пластинок, фотоаппаратуры, кинопленки. Успешное развитие фотографии позволило в дальнейшем заменить в рисунки фотоснимками, а изобретение прозрачной целлулоидной ленты и рождение киноаппарата дали большие перспективы по "одушевлению" рисунка на экране.
В нашей стране первый мультипликационный фильм появился в 1924 году.
С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые пути. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины : "Почта" по произведению С. Я. Маршака, "Улица поперек" и "Сказка про белого бычка" (реж. В. Сутеев и Л. Атаманов).
В 1936 г. в Москве была создана специальная студия "Союзмультфильм". Основная задача, которая была поставлена перед студией "Союзмультфильм" - это обслуживание детского и юношеского зрителя.
Художники мультипликационного фильма стали глубже осваивать традиции нашей литературы, фольклора и изобразительного искусства. Они обращаются к русским, зарубежным классическим и народным сказкам. Персонажи в картинах жили своей жизнью и имели не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композиторов - все это заставляло зрителя с неослабевающим интересом смотреть мультфильмы от первого до последнего кадра.
Так российская мультипликация создала себе прочное положение на международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за границей.
Какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации
Никто не сомневается, что мультики оказывают сильное влияние на сознание наших детей. В сознании взрослых, со времен СССР заложено, что мультики должны учить добру. Но в современном мире многие родители впадают в сомнения, стоит ли смотреть их детям иностранные мультики. Ходят мнения, что к просмотру иностранных мультиков лучше вовсе не подпускать своих детей, иначе получиться, что вырастите их не вы, а монстры и инопланетные герои.
Разница между мультиками 90-х годов и современными огромна. Советские мультфильмы всегда учат детей, что можно делать, а что нельзя. Фраза «всегда добро побеждает зло» – это наверно девиз старых добрых мультиков. Выражение, которое можно применить к современным мультикам, скорее всего, звучит так: «Победит сильнейший, не зависимо добро это или зло!».
Характер, ценности, эмоциональное и психологическое состояние наших мальчиков и девочек закладывается в них с раннего детства. Основы всех составляющих внутреннего состояния наших детей берутся из окружающего их мира. Из того, что они видят, что слышать и что чувствуют.
Ребенок при просмотре мультфильма окунается в него с головой. Союзмультфильм, как и сказка, это то, что формирует в сознании детей все основные образы жизни. Образ мамы и папы, образ добра и зла, друга и врага, плохого и хорошего. Как же может повлиять современный мультик аниме на психологическое состояние наших малюток, и какие образы сформирует у ребенка такого рода фильм? Чему он может научить? Грубости, убийству, жадности, злу. И после этого не надо удивляться, почему дети так жестоки! Почему ваш ребенок смог поджечь мышке хвостик и весело смеяться, когда животное мучилось и страдало. Почему, когда его друг разбил коленку и в слезах ушел домой, надо с хохотом рассказывать об этом всем присутствующим детям во дворе. Все это результат просмотра плохих мультиков.
Наши бабушки и дедушки никогда не могли себе представить, что слово «мультик» можно будет сопоставлять со словом «опасность». Необходимо следить за тем, что делают дети, что они смотрят, какие посещают сайты в интернете.
В том, что мультфильмы определенным образом воздействуют на психику и сознание ребенка, сомнений уже не осталось ни у кого. Как же именно осуществляется это влияние?
Исследователи выделяют три основных средства влияния мультипликационных фильмов на сознание человека. В первую очередь, это «заражение». Суть механизма в том, что ребенок эмоционально включается в происходящее на экране, начинает сопереживать героям, «заражаться» их чувствами и идеями.
Вторым по степени значимости психологи называют внушение. Просмотр мультфильма может ввести ребенка в определенное состояние, причем воздействуя через подсознание. Например, так может быть внушено состояние тревоги, одиночества, паники, агрессии.
Но, конечно, это совершенно необязательно будут негативные состояния! Нередко мы по несколько раз пересматриваем любимые мультфильмы - потому что они внушают нам состояние покоя, радости, оптимизма или творческого воодушевления.
И только третьим выступает механизм подражания. Действительно, мы часто можем видеть, как ребенок после просмотра мультфильма воспроизводит в игре определенные действия персонажей, их реакции, или даже целые сюжетные линии увиденного на экране.
Это естественный процесс. Некоторые элементы моделей поведения любимых героев, получив социальное подкрепление в семье или ближайшем окружении (группа детского сада, класс, усвоятся и постепенно включатся в сложную поведенческую систему личности.
Психологи составили общую характеристику героев мультфильмов, указывая связь между мультипликационными образами и психологическим восприятием детей
Персонажи Внешние и внутренние факторы Влияние образа на детскую
психику.
Роботы, монстры (покемоны). Непонятные формы, часто очень высокий или наоборот очень низкий голос, большие гипнотизирующие глаза, способность делать то, что не способны делать люди. Именно тот факт, что роботы превосходят, по разуму и по способностям человека, дают основания утверждать, что у ребёнка при продолжительном просмотре может произойти понижение самооценки, чувство, что люди ниже роботов, может значительно изменить мировосприятие ребёнка.
Насилие, как персонаж. Крики, озлобленные персонажи, массовый хаос. Практически не один мультфильм не может обойтись без сцен насилия (массовые войны, одиночные сражения, это в ребёнке вызывает потребность постоянно наблюдать сцены (насилия) в реальной жизни, либо на экране всю последующую жизнь.
Люди Сильное отличие главного героя от других (гораздо приятнее внешне и внутренне). Главный герой стоит выше второстепенных персонажей (часто ими является народ, тем самым у ребёнка может возникнуть отрицательное отношения к людям.
Таким образом, мультфильмы оказывают сильное влияние на сознание детей. Элементы моделей поведения любимых героев, получив социальное подкрепление в семье или ближайшем окружении, усвоятся и постепенно включатся в сложную поведенческую систему личности.
Практическая часть
Я провела анкетирование среди воспитанников группы № 5 «ФАНТАЗЕРЫ», которое включало вопросы:
1. Смотришь ли ты мультфильмы? (да, нет)
2. Когда ты предпочитаешь смотреть мультики? (утром, в обед, вечером)
3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь?
(российские или иностранные)
4. Как называется твой любимый мультик?
5. Твой любимый герой?
С помощью анкеты мне удалось выяснить наиболее предпочтительных героев мультфильмов и какие мультфильмы предпочитают смотреть воспитанники, а также выяснить, какое влияние оказывают мультфильмы на эмоциональное состояние детей.
В анкетировании принимали участие 35 человек. Анализ результатов анкеты показал, что на момент исследования наиболее часто встречающимся мультфильмом, который смотрят дети, являются мультфильмы иностранного производства: "Спанч Боб" - его смотрят 40% опрошенных, "Повелитель драконов" - 14%, «Покемоны» - 9%, диснеевские мультфильмы – 6%, «Бэтмен», «Спайдермен», «Небесные феи», «Принцесса и лягушка», «Золушка» их смотрят 12% опрошенных. Мультфильмы российского производства «Карлсон», «Простоквашино» назвали 10% и 9 % соответственно.
На вопрос "Кто твой любимый мультгерой?" были получены следующие ответы:
• Планктон – 20%
• Патрик – 10%
• Спанч Боб - 10%.
• Молния Маквин – 10%
• Повелитель Драконов - 10%
• Спайдермен - 10%
• Бэтмен– 10%
• Герои диснеевских мультфильмов – 4%
• Герои мультфильма «Простоквашино», «Винни Пух» – 9%
• Герои мультфильма «Карлсон!» - 7%
Как уже видно, среди предпочитаемых мультгероев мало положительных героев. В качестве наиболее предпочитаемых героев дети выбрали героев мультфильмов «Спанч Боб», «Супергерои» и «Повелитель Драконов». Из этого следует, что дети предпочитают идентифицировать себя с супергероями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят победителями.
Герои мультфильма «Спанч Боб» хаотичные. Нелогичный и чрезвычайно быстрый видеоряд приводит детей в состояние повышенного возбуждения. Было проведено более десяти различных тестов, которые показали, что если четырехлетний ребенок посмотрит хотя бы пять минут популярного анимационного фильма, то сразу же начнет решать разные задачи намного медленнее, чем дети, которые занимались рисованием и смотрели менее насыщенный мультфильм.
«Супергерои» (Бэтмен, Ниндзяго, Спайдермен и т. д.) Тест
Они шумные и неуравновешенные персонажи, которые мечтают достичь всеобщего признания и стать самыми сильнейшими и неуязвимыми.
Остальные выбрали в качестве предпочитаемых мультгероев Дядю Фёдора, Карлсона, Винни Пуха. Объясняя это тем, что, они веселые, смешные, добрые, потому что он попадают в смешные ситуации. В этих ответах присутствует момент одобрения юмора героя, сопереживания ему, выбор такого качества героя как доброта.
Исследование 2.
При обработке анкет было выявлено две группы детей. В первую группу вошли 4 воспитанника, просматривающих мультфильмы, в которых больше насилия. Эти учащиеся составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошли так же 4 воспитанника, просматривающих мультфильмы, в которых больше добра. В экспериментальной и контрольной группах был проведен рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек».
Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому
при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление
каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для
него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный
автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те
черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
В результате исследования учащихся, составляющих экспериментальную группу, выявлено, что просмотр мультфильмов, в которых присутствуют конфликты, драки, сражения, перестрелки, убийство, влияет на повышение уровня тревожности, незащищённости, трудности в общении.
Так у:
• 75% детей имеют высокий уровень;
• 15% детей - средний уровень;
• 10% детей имеют низкий уровень.
Результаты воспитанников, составляющих контрольную группу, показали, что просмотр мультфильмов, где больше добра не оказывает отрицательного влияния на тревожность и агрессивность детей. Показатели в этой группе следующие: 40% - низкий уровень, 50% - средний уровень, 10 % - высокий.
Выводы
Результаты данного исследования показали, что просмотр анимационных фильмов, где больше насилия, агрессии является одной из причин высокого уровня незащищённости, тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым — животным и маленьким детям. Мультфильмы, которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать, они излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю. А отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.
Таким образом, гипотеза, которую мы выдвинули, что мультфильмы, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми, подтвердилась.
Совсем убирать мультфильмы из жизни ребенка, конечно же, не надо. Просто нужно подумать, логически поразмыслить, или даже побеседовать с психологом, о том нужно ли смотреть вашему ребенку тот или иной мультик. Существует и другой способ. Давать смотреть ребенку проверенные временем мультфильмы, такие как «Винни - пух», «Ну погоди», «Карлсон» и т. п. Стоит подумать об этом. Ведь дети - это будущее.
Исходя из этого, я создала буклет для родителей «Смотри мультфильмы с пользой», в нем:
• приведены рекомендации психологов, как выбрать мультфильмы для просмотра;
• перечислены признаки «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка;
• предлагается перечень мультфильмов для просмотра, соответственно возрасту.
Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы – достигнута. Мультипликация — это даже не кино, а шире — культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.
Список используемой литературы
1. Аминов Н. А., Аверина И. С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх - гнев) состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч. 1. - М., 2005.
2. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
3. Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. - Томск., 2007.- 453 с.
4. Выготский Л. С. Детская психология / Собр. соч. в 6 т. – М. : Просвещение, 1984. – Т 4. – 486 с.
Интернет - ресурсы
1.ru.wikipedia.org