оксана тимофеева
Влияние мультфильмов на психологическое развитие детей
Влияние мультфильмов на психологическое развитие ребенка
Мультфильмы являются неотъемлемой частью социализации ребенка, они воздействуют на сознание ребенка, влияют на его эмоциональную сферу, формируют поведение. Зрительные образы, полученные посредством просмотра мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка. При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:
Публикация «Влияние мультфильмов на психологическое развитие детей» размещена в разделах
заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психологического контакта;
внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
подражание – следование примеру, образцу.
У дошкольников больше всего развито подражание, поскольку в этом возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное.
Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей.
Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).
К сожалению, не все мультфильмы могут демонстрировать такие психологические и педагогические возможности, и не все мультфильмы полезно смотреть. Отечественными психологами были проведены исследования, изучающие влияние современных мультфильмов на эмоциональную сферу ребенка. Согласно этим исследованиям, некоторые мультфильмы негативно влияют на детей.
Быстрые – с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывали гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к родителям и педагогам.
Яркие — с использованием контрастных, выделяющихся, неестественных цветов мультфильмы впоследствии вызывали сильные переживания у детей. Анализ их рисунков, выполненных после просмотра таких мультфильмов, показал определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.
Кроме того, было выявлено влияние негативных сцен мультфильмов на психологическое развитие детей. Например: сцены, где главный герой ведет себя агрессивно, наносит разного рода вред другим героям, могут привести к немотивированной жестокости и агрессивному поведению по отношению к другим детям; сцены, где плохие герои остаются безнаказанными, нет объяснения, что хорошо, а что плохо, могут привести к тому, что ребенок пренебрегает запретами, его представления о добре и зле становятся размытыми; сцены, в которых герои транслируют, не свойственное их полу поведение формируют у ребенка неадекватные представления о гендерных ролях, искажают гендерную (половую) идентичность.
Исходя из того, что мультфильмы могут влиять на психологическое развитие ребенка как позитивно, так и негативно, родителям, прежде чем предлагать ребенку посмотреть какой-либо новый мультфильм, необходимо оценить его самим.
Позитивно влияющий на психику ребенка мультфильм должен обладать следующими критериями:
1. Скорость предъявления видеоряда должна быть большей частью плавной и медленной.
2. Спецэффектов нет, либо малое количество, они не вызывают сильного проявления эмоций.
3. Герои изображены естественно.
4. Действия героев ребенку понятны, они не требую дополнительного уточнения у взрослых, а если некоторые действия ребенку не понятны, то взрослый легко может их объяснить.
5. Темп речи героев не быстрый, есть интонационные паузы, голоса героев приближены к реальным, разборчивы.
6. Содержание речи героев мультфильма доступно дошкольнику, не требует дополнительных пояснений.
7. Герои либо не проявляют агрессивных действий по отношению к себе и друг к другу, либо эти присутствуют единичные проявления агрессивного поведения.
8. Герои несут ответственность за совершенные негативные действия, наказываются, «добро побеждает зло».
9. В изображении героев нет акцента на их сексуальность.
10. Герои транслируют принятые в обществе нормы морали, есть четкое разделение на «добро» и «зло».
11. При просмотре мультфильма ребенок приобретает знания и умения, которые впоследствии могут быть применены на практике.