Приложение МААМ

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

Анастасия Исайкина
Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7»

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

Воспитатель: Исайкина А. Ю.

Саранск

2024

Для успешной социальной адаптации и общения ребенку необходимо уметь ясно и точно выражать свои мысли. Развитие речи играет важную роль в формировании личности ребенка и развитии его психических процессов.

Публикация «Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников» размещена в разделах

Однако в последние годы наблюдается уровень речевого развития детей. Это связано с негативными экологическими условиями, наличием различных инфекций, а также с недостаточным вниманием к развитию речи со стороны родителей. Вместо того чтобы общаться с детьми и использовать богатый словарный запас, родители все больше предпочитают низкопробную литературу и экранные устройства.

Это негативно сказывается на формировании правильной речи у детей, а также на их способности к мышлению, чтению и письму. Поэтому очень важно своевременно выявлять и исправлять речевые отклонения, начиная с раннего детства.

Развитие речи является неотъемлемой частью общего развития ребенка. Оно влияет на общение, формирование личности и основные психические процессы. Поэтому необходимо уделять больше внимания развитию речи у детей и создавать благоприятные условия для их общения и обучения.

Это говорит о тесной взаимосвязи между движениями рук и развитием речи. Развитие тонких движений пальцев рук, таких как хватательные движения и пальцевая моторика, способствует формированию артикуляции слогов и улучшению возможности выразить свои мысли и идеи через речь.

Кроме того, существуют научные доказательства того, что использование жестов и движений рук может значительно улучшить способность запоминать и усваивать информацию. Когда мы используем руки вместе с речью, это помогает нам активировать различные области мозга и улучшает наше когнитивное функционирование.

Таким образом, связь между движениями пальцев рук и развитием речи является неотъемлемой частью нашего естественного языкового развития. Поэтому, стимулирование развития двигательных навыков рук у детей имеет важное значение для их речевого развития.

Тренировка движений пальцев и кисти рук играет важную роль в развитии речи у детей. Она помогает улучшить артикуляцию и готовит руку к письму. Кроме того, такая тренировка является мощным стимулом для развития мозга и мышления ребенка.

Многочисленные исследования подтверждают связь между мелкой моторикой рук и уровнем развития речи. Восточные медики, например, установили, что массаж большого пальца способствует активации головного мозга. Российские физиологи также занимались этим вопросом и подтвердили влияние движений рук на речевые функции. Исследования В. М. Бехтерева показали, что простые движения рук помогают снять напряжение и улучшают произношение звуков.

Мира Михайловна Кольцова, известный исследователь детской речи, отмечала, что кисть руки следует рассматривать как орган речи. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в норме.

Таким образом, тренировка движений пальцев и кисти рук играет важную роль в стимулировании речевого развития у детей. Она способствует улучшению артикуляции, готовит руку к письму и развивает мозговую активность и мышление.

Мария Монтессори, известная педагог и исследователь, обратила внимание на связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она считала, что проблемы с речью часто связаны с недостаточно развитой мелкой моторикой. В. А. Сухомлинский, также известный педагог, сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а Аристотель считал, что "рука - это инструмент всех инструментов". Кант писал, что "рука - это своего рода внешний мозг".

Развитие моторики руки неразрывно связано с развитием речи. Мелкая моторика включает в себя разнообразные движения пальцами и ладонью. Работа над развитием мелкой моторики не только улучшает двигательные навыки рук, но также способствует развитию речи у детей дошкольного возраста. Она помогает улучшить качество речи, четкость произношения звуков и расширить словарный запас. Кроме того, тренировка движений пальцев и кисти рук вызывает интерес к изучению нового и увлекательного.

В современном обществе дети редко занимаются делами, требующими использования рук, поскольку современные игрушки и предметы устроены для максимального комфорта, но не способствуют развитию моторики (например, одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Некоторые детские сады даже просили родителей приводить обувь на липучках, чтобы воспитателям не приходилось учить детей завязывать шнурки. Несколько десятилетий назад родители и дети больше занимались руками: перебирали крупу, стирали белье, вязали, вышивали.

Недостаточное развитие общей моторики, включая моторику рук, приводит к общей неготовности детей к письму и возникают проблемы с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку или карандаш, не могут застегнуть пуговицы или завязать шнурки на ботинках. Им трудно собрать разбросанные детали конструктора, пазлы, счетные палочки или мозаику. Они часто отказываются от лепки и аппликаций и не успевают за сверстниками в группе во время разнообразных деятельностей.

Действительно, многие родители осознают проблемы с координацией движений и мелкой моторикой только перед поступлением в школу. В результате, ребенку приходится справляться с двумя задачами одновременно - осваивать новую информацию и учиться управлять карандашом.

Однако тренировка пальцев рук и развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно для детей с общим недоразвитием речи. Существует ряд эффективных методов, которые помогают развить моторику рук :

• Пальчиковая гимнастика, которая включает в себя различные упражнения и движения пальцами рук.

• Использование массажного мяча для выполнения специальных упражнений.

• Пальчиковый театр, где ребенок управляет пальцами рук, играя с маленькими фигурками или куклами.

• Игры с конструктором, мозаикой и пазлами, которые требуют точности и мелких движений рук.

• Пластилинография, при которой ребенок формирует из пластилина различные фигуры.

• Игры моталочки, где ребенок должен метать предметы в цель или ловить их.

• Игры со счетными палочками, которые требуют точности и мелкой моторики.

• Ниткография, при которой ребенок прокалывает ниткой предварительно отмеченные отверстия на бумаге.

• Использование вырезального тренажера, который помогает развивать точность и управление ножницами.

• Рисование пальчиками или ладонью, что развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

• Игры с предметами домашнего обихода, такими как макаронные изделия, крупа, прищепки, резинки, бусы, заколки и т. д.

Все эти методы помогают развивать моторику рук, улучшают координацию движений и способствуют речевому развитию детей. Раннее включение в тренировку мелкой моторики дает детям преимущество и помогает им успешно справляться с задачами в школе и в жизни.

При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите

за реакцией ребенка на упражнения и корректируйте их, если необходимо.

6. Постепенно увеличивайте сложность упражнений, чтобы ребенок постоянно прогрессировал.

7. Используйте разнообразные материалы и игрушки, чтобы поддерживать интерес и мотивацию ребенка.

8. Давайте ребенку возможность самостоятельно пробовать различные движения и действия, чтобы он развивал свою креативность и самостоятельность.

9. Игры и упражнения должны быть интересными и веселыми, чтобы ребенку было приятно выполнять их.

10. Не забывайте о похвале и поощрении за достижения ребенка, это мотивирует его к дальнейшему развитию мелкой моторики.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игрРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игр Каталог авторских игр по развитию мелкой моторики. Главная цель применения в практике совместной деятельности с детьми игр на развитие моторики.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
Опубликовано: 2 января 2024 в 21:05
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Исайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД