Анна Коршикова
Влияние крупной и мелкой моторики на развитие речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь имеет в жизни огромное значение.
Речь человека не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием, служит показателем общего развития. и усвоения.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.
Публикация «Влияние крупной и мелкой моторики на развитие речи у дошкольников» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из гаджетов. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.
Так же ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Поэтому так необходимо развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Зачем развивать мелкую моторику.
1. Повышают тонус коры головного мозга.
2. Развивают речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулируют развитие речи ребенка.
4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивают чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливают руку к письму.
8. Поднимают настроение ребенка.
Мелкую моторику рук развивают : пальчиковая гимнастика; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; пластилинография; игры со счетными палочками, упражнения с использованием бумаги, ваты, ножницй.
Система занятий по развитию мелкой моторики в детском учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в наши занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи.
Мы постоянно говорим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Однако не следует забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Крупная моторика – это общие движения тела, такие, например, как бег, ходьба, прыжки. Уметь двигаться означает для малыша открывать и познавать мир. Вместе с тем ребенок открывает и познает самого себя, осваивает собственное тело. Маленький ребенок живет всем своим телом, и все чувства, радость и боль он выражает также всем телом. Поэтому любое нарушение крупной моторики означает сокращение возможностей выражения эмоций.
Зачем развивать крупную моторику.
1. Совершенствование вестибулярного аппарата ребенка. Физически развитый дошкольник увереннее чувствует себя при освоении новых движений. А значит будет более уверенным в себе и успешным в коллективе.
2. Укрепление всех крупных мышц и суставов.
3. Подготовка к выполнению действий с мелкой моторикой. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы.
4. Содействует речевому развитию.
5. Обеспечивается развитие зрительного и слухового внимания ребенка.
6. Формируется межполушарное взаимодействие. Это будет востребовано в школьные годы, когда разные учебные предметы требуют работы разных полушарий головного мозга.
7. У детей складывается образ собственного тела.
Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.
Первое и самое простое – это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
Игры на бросание и попадание в цель помогут в развитии внимательности и координации движений.
Занятие танцами, катания на лыжах так же способствуют укреплению мышечного аппарата ребенка.
Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Чем как раз мы и занимаемся на музыке, на утренней гимнастике. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело.
Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений.
Развивая мелкую и крупную моторику в саду, мы стараемся помочь ребенку развивать речь, координацию и зрительное/слуховое внимание ребенка. Это помогает ребенку стать уверенным в себе, более успешным и эмоционально устойчивым.