Боровкова Елена Васильевна
Консультация для родителей «Развитие крупной моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители
Вы уже знаете о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни вы начинаете давать малышам в ручки мелкие предметы, шьёте замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагаете поиграть с крупой, грецкими орехами. Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда этим надеждам суждено сбыться.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
А почему?
А дело в том, что уделяя особое внимания мелкой моторике, Вы, Дорогие родители, забываете про крупную моторику. А так как основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс, то становится важным, чтобы у дошкольника гармонично развивались и крупная и мелкая моторика.
Почему же так необходимо развивать крупную и мелкую моторику у дошкольника?
Потому, что уровень её развития влияет на формирование речевых навыков и развитие интеллекта, на степень адаптации ребёнка в социальной среде, на объём расширения его кругозора, а так же определяет его готовность к систематической учебе в школе и влияет, насколько уверенно чувствует себя ребёнок среди своих сверстников.
Что такое моторика?
Моторика (от латинского motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов.
Под моторикой понимают не просто движение, а последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Любое наше действие (движение) – это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической.
Для осуществления осознанного (произвольного) движения человеку необходимы кости, мышцы, мозг и нервы, а так же органы чувств.
Это означает:
для того, чтобы совершить движение, нам требуется слаженная работа нескольких систем организма:
- двигательной, или еще ее называют костно-мышечной. Это кости и мышцы.
- нервной. Это головной мозг, спинной мозг и нервы.
- системы органов чувств. Это глаза, уши, рецепторы обоняния, вкуса, тактильные.
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Под моторикой органа или системы органов понимают слаженную работу мышц, обеспечивающих их нормальное функционирование.
Крупная (общая) моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела. Это любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, ползание, лазание, бег, наклоны, ходьба и так далее.
Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Это выполнение письменных движений, рисование, завязывание шнурков
и. т. д. Различные виды моторики задействуют разные группы мышц нашего тела.
Что такое крупная моторика? Ее значение для человеческого организма.
Крупная моторика — это осуществление движений крупными мышцами тела. Это основа физического развития человека, основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики. Развитие крупной моторики способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитию гибкости, а так же обеспечивает непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту ребёнка.
Развитие навыков крупной моторики следует по общему алгоритму в определённом порядке у всех людей. Начинается с рождения. Оно движется сверху вниз, то есть с головы, и постепенно переходит к крупным нижним мышцам (плечи, руки, ноги). Все эти действия относятся к крупной моторике.
Крупная моторика у маленького ребёнка развивается сама, без вмешательства кого-либо со стороны, естественным путём и в соответствии с физическими потребностями малыша. Так первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движение своих глаз, затем повороты головы за игрушкой в руках взрослого. То есть, в первые месяцы своей жизни малыш осваивает некоторые двигательные навыки – сначала он, лёжа на животе, поднимает головку, затем учится её удерживать, переворачивается со спины на живот и обратно. Затем ребенок захочет дотянуться до игрушки, сначала одной рукой, а затем другой, начинает ползать, сидеть, ходить, наклоняться. Обычно ребёнок сидит и берет предметы к 6 мес., ползает к 9 и ходит к 18 мес. жизни. А вот в дальнейшем развитию крупной моторики
стоит уделять особо пристальное внимание.
Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недоразвитие у детей двигательных умений препятствует нормальному развитию речи, получению знаний, умений и навыков; приводит ребенка к дефициту познавательной активности и к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности. У детей возникают затруднения в передвижении в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, а так же делает проблематичным освоение навыков письма и чтения. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
Поэтому
Воспитать у детей потребность в движении одна из главных задач дошкольного детства.
Вот почему очень важно развивать и совершенствовать крупную моторику и параллельно развивать мелкую моторику , так как многие действия требую координации обоих видов двигательной активности.
Таким образом
Вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно происходит наслоение сложных элементов мелкой моторики, включающих в себя специальные манипуляции различными предметами, при которых необходима четкая координация работы глазного аппарата и конечностей человека.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен научиться понимать типичное действие предметов в окружающем мире, научиться управлять движениями собственных мускулов и быть способным координировать то и другое, свободно передвигаться, самостоятельно заботиться о себе и проявлять творческие способности.
В связи с этим
Гармоничное развитие крупных мышц могут обеспечить разнообразные подвижные игры и упражнения на основе видов движения: ходьба, бег, прыжки, метание, ползание и лазание.
Еще одно эффективное «средство», которое понадобится – это мяч. Он может быть любым. Все что требуется – это увлекательная игра с этим предметом. Футбол, бросание меча (кто дальше, импровизированный волейбол и многое другое. Главное, чтобы в ходе игры ребёнок задействовал все группы мышц.
Также важным атрибутом игры должна стать скакалка. Прыжки через скакалку помогут ребёнку развить внимание и координацию движений, а это, азы моторики.
Укреплению мышечного аппарата ребенка способствуют занятия танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и конька, лыжах и санках.
Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию ребёнка и научить его чувствовать свое тело.
Благодаря достаточной двигательной активности у вас появится шанс, воспитать здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то, что было упущено в детском возрасте.