Светлана Геннадьевна Куличева
Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста
Аннотация: В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества образования. Современный педагог — это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.
Публикация «Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: познавательная потребность, дети дошкольного возраста, STEAM технологии, мышление
Появление в российской системе дошкольного образования STEAM технологий связано активно развивающимися технологиями в рамках Национальной технологической инициативы. В систему образования приходят цифровые образовательные решения, технологии 3D моделирования и прототипирования, робототехнического конструирования и другие. Термин STEM, появился в США и расшифровывался как: Science (наука); Technology (технологии); Engineering (инженерия); Mathematics (математика). Процесс реализации STEM подхода в дошкольном образовании показал необходимость включения методов, которые развивают такие важные качества дошкольников, как креативность, изобретательность. Появление в термине составляющей ARTS –искусство, в полной мере отражает сущность детского познания, ориентированного на творческое восприятие и преобразование мира. Под «искусством» в концепции чаще понимают развитие творческого восприятия, обучение основам моделирования и художественно-технического проектирования, что позволяет не только сделать образовательный процесс более разнообразным и насыщенным, но также дополнительно подтолкнуть учащихся к креативному решению поставленных задач. [1]
При анализе STEAM технологий в образовании важным является не только ориентация педагога на интеграцию разных областей наук и реализацию принципа метапредметности, а развитие способностей детей видеть проблему и решать образовательные задачи в совместной проектной деятельности. В этом контексте при апробации образовательных технологических решений в работе с дошкольниками, мы особое место отводим реализации подхода DO IT Yourself – сделай сам. Именно этот подход становится ключевым в выборе средств, методов и форм организации детской деятельности и развитии навыков будущего. Реализация STEAMS технологий на разных уровнях образования должна иметь свою специфику. В дошкольном образовании ставится акцент на проектно-исследовательскую и игровую деятельность, ориентированную на развитие самостоятельности в поиске решений жизненных проблем, конструирование продуктов деятельности во взаимодействии.
В современной ситуации развития дошкольного образования появляется достаточно большое количество образовательных решений (конструкторы, цифровые лаборатории, робототехнические наборы и игры, компьютерно-игровые комплексы и т. п., имеющие в своей основе ресурсные возможности технологий STEAMS. Задача воспитателя: увидеть эти возможности и применить в организации образовательной деятельности детей.
Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И. П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве. У детей развивается и познавательный интерес, который просто необходим во время обучения в школе. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, скорее всего отсутствие познавательного интереса приведёт к школьной неуспеваемости. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы отношения к окружающему миру. [2] Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С. Л. Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать. Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т. А. Куликова). То есть, в основе познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах. Развитие познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают. Значит, воспитание любознательности и познавательных интересов – это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир. Проблема воспитания познавательного интереса является актуальной в настоящее время. Педагогической наукой доказано, что нужно теоретически разобрать и осуществить ее на практике. [3] Проблема воспитания и развития познавательных интересов показывает естественную связь с организацией активной умственной деятельности, с целью роста познавательных процессов. М. Ф. Беляев утверждал, что в русской науке недостаточно уделяется внимание проблемам по развитию интереса. Теоретические исследования в таком аспекте проводили такие педагоги, как П. И. Груздев, М. А. Данилов, Б. И. Осипов, М. Н. Скаткин и др. Познавательный интерес рассматривали многие исследователи, такие как Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и другие. Самой проблеме познавательного интереса посвящены работы педагогов: К. Д. Ушинского В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова. Исследователи, утверждающие закономерности развития познавательного интереса : Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина, Ф. И. Фрадкина, Р. Д. Тригер. Все авторы с различных позиций рассматривают и определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, они подчеркивают важность этого феномена. Впрочем, неполно изучены источники развития и фундаментальные основы развития познавательного интереса. Точки зрения ученых расходятся.
В настоящее время высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских садах, школах и институтах ведущее место начинают занимать конструирование, моделирование проектирование и робототехника. [4]
Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
На данный момент заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации помогут STEAM -технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.
Ведущая составляющая STEАM обучения - это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал. [5] Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM-технологию : – LEGO-конструирование. Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов. – Математическое развитие. Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.
– Экспериментирование с живой и неживой природой. Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.
– Дидактическая система Ф. Фребеля; Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста
– Мультистудия «Я творю мир». Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия Я творю мир». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма[6]
Робототехника. Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования. [7] Следует заметить, что STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. [8] Таким образом, с помощью STEAM – технологии дошкольники вникают в логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллельно дети осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.
Список использованных источников
1. Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет / Г. П. Антонова. – Мысль, 2017. – 124 с.
2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. – СПб. : Речь, 2019. - 128с.
3. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
4. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. – М. : Просвещение, 2018. – 144 с.
5. Брыксина О. Ф. STEM - образование: дань моде или необходимость? / О. Ф. Брыксина // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (21-24 июня 2020 года) «Инфо-стратегия 2020: общество, государство, образование». – 2020. – №6.– С. 306-309.
6. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: Учебно-методическое пособие / А. Г. Волостникова. – Свердловск, 2018. – 13 с.
7. Годунова, Е. А. Многомерный взгляд на мир, или STEM, STEAM, STREAM подходы в образовательной практике / Е. А. Годунова [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php. (Дата обращения 30.10.2021)
8. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Академия, 2019.– 200 с.
9. Новопавловская, Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 8. – С. 46-48.
10. Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования / Е. В. Червенко // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 266-267.
11. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : Учебное пособие / В. И. Турченко. - М. : Флинта, 2016. - 256 c.
12. STEAMS практики в образовании Сборник лучших STEAMS практик в образовании Часть 1. STEAMS практики в дошкольном образовании : [Сборник]/ сост. Е. К. Зенов. ГАОУ ВО МГПУ, – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 84 с.
[1] Годунова, Е. А. Многомерный взгляд на мир, или STEM, STEAM, STREAM подходы в образовательной практике / Е. А. Годунова [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/index.php. (Дата обращения 30.10.2021)
[2] Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования / Е. В. Червенко // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 266
[3] Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет. – Мысль, 2017. – С. 53
[4] Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб. : Речь, 2019. - С. 100
[5] Турченко, В. И. Дошкольная педагогика : Учебное пособие. - М. : Флинта, 2016. - С. 95
[6] Формирование способностей к познавательно-исследовательской деятельности посредством внедрения в практику дошкольных образовательных организаций STEM-образования / Е. В. Червенко // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 267.
[7] STEAMS практики в образовании Сборник лучших STEAMS практик в образовании Часть 1. STEAMS практики в дошкольном образовании : [Сборник]/ сост. Е. К. Зенов. ГАОУ ВО МГПУ, – Москва: Издательство «Перо», 2021. – С. 45
[8] Брыксина О. Ф. STEM - образование: дань моде или необходимость? // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (21-24 июня 2020 года) «Инфо-стратегия 2020: общество, государство, образование». – 2020. – №6.– С. 308