Получи документы

Развитие культурного опыта ребёнка средствами искусства

Галина Введенская
Развитие культурного опыта ребёнка средствами искусства
▼ Скачать + Заказать документы

О раннем развитии. Приобщение дошкольников к высокому и прекрасному миру искусства, прежде всего музыки – основная задача музыкального руководителя. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка. Важно уже в дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам. Дети всегда находятся в ожидании чуда, радуясь встрече с музыкой, поэзией, литературой, живописью. Мы должны оправдать их ожидания, поддержать интерес, привить любовь к искусству.

Публикация «Развитие культурного опыта ребёнка средствами искусства» размещена в разделах

Гибкая структура музыкальных занятий, их вариативность способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыке, живого отклика на неё. Этот эмоциональный опыт активизирует их деятельность, создаёт благоприятные условия для решения задач, связанных с развитием детей. Чтобы решить основную задачу, музыкальные занятия должны быть различных типов: традиционные, доминантные, тематические, интегрированные, комплексные. Наша задача: развивать и обучать, радуя и создавая атмосферу праздника от общения с музыкой.

В книгах для родителей часто говорится о раннем развитии. В понимании большинства взрослых ранние занятия означают лишь то, что родители начинают заниматься с детьми по той или иной методике, когда другие (в том же возрасте и в тех же условиях) даже и не помышляли, что к обучению малыша можно подходить серьёзно. Истинная суть «раннего» развития – достижение определённых результатов или закладка на будущее как можно раньше (но в пределах индивидуального графика развития ребёнка и его особенностей). Поэтому ранним для кого-то будет освоение чтения в 3 года, а для кого-то в 7 лет… Каждая семья выбирает то, что подходит конкретному ребёнку.

Несколько принципов раннего развития :

Самые лучшие преподаватели для малыша – его родители.

Обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребёнок устанет. Не надо проверять своего ребёнка. Проверять его – значит заранее требовать платы. Чем больше вы его проверяете, тем медленнее он будет учиться и тем меньше ему вообще захочется это делать. Любознательность поддерживается быстротой и новизной. Учить ребёнка – значит делать ему роскошные подарки. Познания для малыша – награда, а не наказание; удовольствие, а не рутинная работа; привилегия, а не лишение какого-либо права.

Раннее развитие должно быть природосообразно. У детей, которые могут начать учиться в раннем возрасте (что всегда индивидуально, нет времени на скуку или раздражение, которые возникают тогда, когда им не хватает родительского внимания. Они становятся серьёзными, оставаясь детьми. Им легче завести и сохранить друзей. Они – способные, уверенные, вежливые отличаются от других детей.

Методики развития настолько разные, что классифицировать их сложно, но попробуем это сделать, подчеркнув, что в первые годы важно физическое развитие. Ближе к трём годам большое значение имеют т. н. психологические методики, развивающие мышление, память, кругозор.

Творческие методики: развитие творческих способностей – знакомство с рисованием, природой, музыкой… Для развития творческих способностей необходимо, чтобы ребёнок уже был хорошо координирован, крепко держал карандаши, кисточку в руках, мог усидчиво заниматься хотя бы полчаса. Потому, в основном, методики обучения рисованию, музыке предназначены для детей с 4 лет. Здесь крайне важно познакомиться с хорошим педагогом или посещать занятия досугового центра. До этого времени всё, что требуется от родителей – это предподготовка или «закладка эталонов» : прослушивание хорошей классической музыки, ознакомление с классическими картинами и пр.

Важно создать условия для становления характера ребёнка. Ведь для занятий в группе он должен быть общительным (легко входить в коллектив, здоровым (не пропускать занятия, любознательным, стремиться чего-то достичь.

Существует множество методик по музыкальному воспитанию детей. В методике В. В. Кирюшина, например, прослушивание и разучивание специальных музыкальных номеров связывается с развитием абсолютного музыкального слуха в любом возрасте. Кирюшин предлагает в своей методике изучать музыку под мифы-сказки – книги, плакаты с цветными иллюстрациями. Они развивают музыкальный слух, мышление, память, подготавливают к освоению курса сольфеджио.

Другие методики обучения малышей с 3-х лет в музыкальных школах и с личным преподавателем строятся не на пассивном восприятии музыки, а на активном участие в музыкальном процессе. Под музыку ставятся движения, играют ладошками, пальчиками, ставят сказки в группе. Но какие бы методы мы не использовали, всегда должны помнить, что главным для ребёнка-дошкольника остаётся игра.

Театрализация в игре дошкольников. Человек формируется в деятельности, чем разнообразнее его культурные практики, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные сферы развития ребёнка. Игра выполняет функции доброй, умной наставницы. Игра – путь к познанию мира, самого себя, своих возможностей и способностей. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания. В них осуществляется сознательная работа ребёнка над своим характером, происходит естественный переход к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений. Всё это обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей.

Игра дошкольников порождает разные типы отношений: сюжетные, ролевые, реальные, межличностные. Особое значение для развития личности ребёнка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения. Игра отличается тем, что действие её происходит в условном пространстве и системе отношений. Воспитателю нужно увидеть каждого ребёнка в группе, каждого не оставить без внимания, вне игры. На помощь может прийти игровая терапия в форме терапии отношений. Здесь игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающим его миром и людьми. Игры занимают важное место в создании доброжелательной обстановки в детском коллективе и в нравственном воспитании детей.

Игры несут не только функции развития общения и коллективных отношений у детей: они развивают творческие способности, мышление и кругозор детей, ловкость, конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творческого потенциала ребёнка, в них он проявляет выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

Одним из видов творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра – разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Настоящая творческая игра – богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения – только канва, в которую дети вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют акценты или концовку. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

Участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, понимать речевые обороты. Чтобы понять героя, надо научиться оценивать его поступки и понимать идею произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка, разнообразия его впечатлений об окружающей жизни и способности мыслить.

Дети, подготовленные с помощью игротерапии к восприятию чужих поступков, взаимоотношений, легче справляются с этой задачей. Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе его культурных практик и взаимодействия с детьми и взрослыми.

Театрализованные творческие игры – одна из составляющих жизнедеятельности ребёнка в образовательном учреждении, часть воспитательно-образовательной работы. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребёнок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссё рской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Вопросы, советы, напоминания приучают ребёнка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнёрами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства. Чёткая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить её в определённое развивающее русло. Например, вместо привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, которые подробно в тексте не описываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть.

Можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребёнку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей – угадать эпизод, догадаться, о чём идёт речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно своим симпатиям, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того, чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, выставленную в произведении. Все эти приёмы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.

Когда у детей возникает интерес к художественному изображению литературного произведения, они стремятся стать не только «артистами», исполняющими роли, но и «художниками», оформляющими спектакль, и «музыкантами», создающими звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребёнка, развить талант, увлечь детей. У детей формируются представления о работе режиссёра, театрального художника, дирижёра. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному и драматическому искусству. По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Педагогу важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Игра должна быть построена таким образом, чтобы подчинение необходимости выступало не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребёнка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьёзной деятельности – жизни. Использование театрализованных упражнений и игр в работе с детьми дошкольного возраста – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Игра даёт умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и понарошку. Игра даёт психологическую устойчивость и радость в общении, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели.

Постоянный и устойчивый интерес к искусству, умение видеть красоту в окружающей действительности и произведениях искусства рождаются у детей постепенно. Используя выразительные средства для создания художественного образа, осваивая различные виды музыкальной и художественной деятельности в целом, дети начинают использовать их в своей свободной творческой практике.

Так рождается их инициатива, фантазия, способность к самореализации, активная позиция.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства» Ишеева Людмила Вадимовна Воспитатель высшей категории.

Инновационная программа «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна» Слайд №1 Предлагаем вашему вниманию Программу «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна»..

Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» Консультация на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства" Патриотическое воспитание.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства» Презентация педагогического опыта. В соответствии с требованиями ФГОС ДО основным ориентиром в работе педагогов стали социализация и индивидуализация.

Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию. Воспитание патриотизма средствами регионального культурного наследия Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Одним из принципов воспитания.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности»Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности» Обобщение педагогического опыта Музыкального руководителя Крамской Е. Г. МКДОУ Детский сад №2 «Развитие творческих способностей детей средствами.

Презентация опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений» АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА.

Презентация «Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства» Презентация: "Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства". Тема презентации выбрана не случайно. Патриотическое.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства Содержание 1. Цели и задачи 2. Понятие патриотизма 3. Темы занятий.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности. Из опыта работы Развитие социально-коммуникативных навыков у детей через проектную деятельность Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие культурного опыта ребёнка средствами искусства
Опубликовано: 17 октября 2018 в 19:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие культурного опыта ребёнка средствами искусства» (включая файлы) размещена пользователем Галина Введенская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД