Лучший педагог года

Влияние динамики развития различных структурных компонентов ЦНС в дошкольном возрасте на личность и познавательные процессы

Санобар
Влияние динамики развития различных структурных компонентов ЦНС в дошкольном возрасте на личность и познавательные процессы

Динамика процессов развития (опережение, задержка, своевременность) организуется «нейро-психо-соматической» системой человека. «Нейро» - деятельность нервной системы, главным организатором которой является мозг. «Психо» - отражающие деятельность мозга психические процессы (внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение). «Соматическая» - деятельность телесная, включающая всю совокупность внутренних и внешних органов и процессов.

Публикация «Влияние динамики развития различных структурных компонентов ЦНС в дошкольном возрасте на личность и познавательные процессы» размещена в разделах

Эти подсистемы не существуют изолированно, любое форсирование, напряжение в каждой из них ведет перестройку всей системы, и это не может не отражаться на общем развитии. Подсистемы работают единовременно и требуют много энергии. Для детей раннего возраста эта взаимосвязь особенно энергозатратна, т. к. темп общего развития довольно высок, а задачи, стоящие перед возрастом фундаментальные, определяющие дальнейшее развитие личности. Если бы мы забыли все те навыки, которым научились в раннем детстве (ходить, говорить, самостоятельно одеваться и себя обслуживать, всю ту информацию об окружающем нас мире, которую мы получаем за первые 3 года жизни (а ее по некоторым исследованиям 60-70%, остальные 30-40% мы получаем за оставшуюся жизнь) и при этом остались бы без поддержки значимого взрослого, в одиночестве, то наша жизнь была бы совсем другой.

Возможности раннего возраста уникальны, в этот период складываются такие ключевые качества, как активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Для развития этих качеств необходимы определенные условия. А именно: создание повседневного благоприятного фона жизни ребенка в эмоциональном контакте со взрослым и расширение границ познавательного репертуара.

Эмоциональный контакт со взрослым (чуткое, внимательное отношение со стороны взрослого) дает малышу ощущение безопасности и заботы. То, как взрослые отвечают на потребность маленького ребенка быть в контакте (взаимодействии) и близости (особенно если они напуганы или расстроены, влияет на траекторию, динамику развития и реализацию личностного потенциала. Может ли взрослый рядом с малышом его утешить? Поддержать? И что он, взрослый, при этом чувствует? Взрослые для ребенка в этом возрасте – психологические зеркала, которые отражают проявляющуюся идентичность. Если ребёнок чувствует, что взрослым хорошо рядом с ним – он будет о себе лучшего мнения, у него будет больше энергии на развитие самостоятельности, активности, адаптивности и социальности. Программы социального поведения, эмоции и бессознательные реакции запускаются лимбической системой, которую так же называют эмоциональным центром мозга.

За интерес к познанию, исследованию, экспериментированию, природное любопытство отвечает верхняя часть головного мозга – кора. Первые три года жизни отличаются наибольшей ее нейронной активностью. Проводящие пути между нейронами растут стремительно, позволяя передавать сигналы все быстрее, эффективнее и сложнее. Для психики маленького ребёнка губительно находиться в неизменной для себя обстановке. Создание развивающей сенсорной среды, активизация ведущего процесса развития – восприятия будет обеспечивать естественное развитие. Мозгу маленького ребенка потребуется в среднем от 5 до 7 лет здорового развития для полной интеграции, чтобы части мозга установили связь друг с другом. Пока префронтальная кора не будет достаточно интегрирована, маленький ребенок будет оставаться импульсивным и неуравновешенным.

Потребность в эмоциональной поддержке и желание открывать мир (потребность в исследовательской деятельности) взаимосвязаны и могут находиться в активном состоянии только поочередно. А это значит, что ребенок может проявлять любопытство, активно, сосредоточенно играть только тогда, когда он не нуждается в эмоциональной поддержке взрослого. Если ребёнок будет испытывать страх, испытывать эмоциональный дискомфорт, он будет не в состоянии по-настоящему заинтересоваться игрой. Только в спокойном, уравновешенном состоянии дети смогут вновь проявлять интерес к внешнему миру. Развитие происходит из точки покоя (эмоционального покоя, душевного равновесия).

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Дидактическая игра для развития всех компонентов речи «Волшебный кубик»Дидактическая игра для развития всех компонентов речи «Волшебный кубик» Цель:Пособие предназначено для развития всех компонентов речи (фонетико-фонематического, лексико-грамматического, слоговой структуры.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

План индивидуальной работы для детей 1 младшей группы (ЗРР) по разделу «Речь и познавательные процессы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ План индивидуальной работы для детей 1 младшей.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай»Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай» Сенсомотрное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние динамики развития различных структурных компонентов ЦНС в дошкольном возрасте на личность и познавательные процессы
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 01:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД