Санобар
Влияние динамики развития различных структурных компонентов ЦНС в дошкольном возрасте на личность и познавательные процессы
▼ Скачать + Заказать документы
Динамика процессов развития (опережение, задержка, своевременность) организуется «нейро-психо-соматической» системой человека. «Нейро» - деятельность нервной системы, главным организатором которой является мозг. «Психо» - отражающие деятельность мозга психические процессы (внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение). «Соматическая» - деятельность телесная, включающая всю совокупность внутренних и внешних органов и процессов.
Публикация «Влияние динамики развития различных структурных компонентов ЦНС в дошкольном возрасте на личность и познавательные процессы» размещена в разделах
Эти подсистемы не существуют изолированно, любое форсирование, напряжение в каждой из них ведет перестройку всей системы, и это не может не отражаться на общем развитии. Подсистемы работают единовременно и требуют много энергии. Для детей раннего возраста эта взаимосвязь особенно энергозатратна, т. к. темп общего развития довольно высок, а задачи, стоящие перед возрастом фундаментальные, определяющие дальнейшее развитие личности. Если бы мы забыли все те навыки, которым научились в раннем детстве (ходить, говорить, самостоятельно одеваться и себя обслуживать, всю ту информацию об окружающем нас мире, которую мы получаем за первые 3 года жизни (а ее по некоторым исследованиям 60-70%, остальные 30-40% мы получаем за оставшуюся жизнь) и при этом остались бы без поддержки значимого взрослого, в одиночестве, то наша жизнь была бы совсем другой.
Возможности раннего возраста уникальны, в этот период складываются такие ключевые качества, как активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность. Для развития этих качеств необходимы определенные условия. А именно: создание повседневного благоприятного фона жизни ребенка в эмоциональном контакте со взрослым и расширение границ познавательного репертуара.
Эмоциональный контакт со взрослым (чуткое, внимательное отношение со стороны взрослого) дает малышу ощущение безопасности и заботы. То, как взрослые отвечают на потребность маленького ребенка быть в контакте (взаимодействии) и близости (особенно если они напуганы или расстроены, влияет на траекторию, динамику развития и реализацию личностного потенциала. Может ли взрослый рядом с малышом его утешить? Поддержать? И что он, взрослый, при этом чувствует? Взрослые для ребенка в этом возрасте – психологические зеркала, которые отражают проявляющуюся идентичность. Если ребёнок чувствует, что взрослым хорошо рядом с ним – он будет о себе лучшего мнения, у него будет больше энергии на развитие самостоятельности, активности, адаптивности и социальности. Программы социального поведения, эмоции и бессознательные реакции запускаются лимбической системой, которую так же называют эмоциональным центром мозга.
За интерес к познанию, исследованию, экспериментированию, природное любопытство отвечает верхняя часть головного мозга – кора. Первые три года жизни отличаются наибольшей ее нейронной активностью. Проводящие пути между нейронами растут стремительно, позволяя передавать сигналы все быстрее, эффективнее и сложнее. Для психики маленького ребёнка губительно находиться в неизменной для себя обстановке. Создание развивающей сенсорной среды, активизация ведущего процесса развития – восприятия будет обеспечивать естественное развитие. Мозгу маленького ребенка потребуется в среднем от 5 до 7 лет здорового развития для полной интеграции, чтобы части мозга установили связь друг с другом. Пока префронтальная кора не будет достаточно интегрирована, маленький ребенок будет оставаться импульсивным и неуравновешенным.
Потребность в эмоциональной поддержке и желание открывать мир (потребность в исследовательской деятельности) взаимосвязаны и могут находиться в активном состоянии только поочередно. А это значит, что ребенок может проявлять любопытство, активно, сосредоточенно играть только тогда, когда он не нуждается в эмоциональной поддержке взрослого. Если ребёнок будет испытывать страх, испытывать эмоциональный дискомфорт, он будет не в состоянии по-настоящему заинтересоваться игрой. Только в спокойном, уравновешенном состоянии дети смогут вновь проявлять интерес к внешнему миру. Развитие происходит из точки покоя (эмоционального покоя, душевного равновесия).