Екатерина Каплан
Конспект НОД по ознакомлению с родным городом в старшей группе «Виртуальная экскурсия по Рязани»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с родным городом в старшей группе «Виртуальная экскурсия по Рязани»
Авторы:
Учитель-логопед:
Каплан Екатерина Валерьевна
Воспитатель:
Рябко Надежда Владимировна
Цель: закреплять знания о родном городе Рязани, его достопримечательностях, об истории возникновения города.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с родным городом в старшей группе „Виртуальная экскурсия по Рязани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рязанская область, Рязань
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: расширять и уточнять знания детей о родном городе; узнавать знакомые места в городе по иллюстрациям и уметь рассказать о достопримечательностях родного города;
• активизировать и обогащать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, навыки построения самостоятельных развёрнутых высказываний
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать кругозор детей, любознательность, мышление, память, наблюдательность. Развивать психические процессы, познавательную активность, просодическую сторону речи, координацию речи с движением;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к родному городу, вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, желание узнавать о нём как можно больше нового.
• Предварительная работа:
• Беседы о родном городе, разучивание стихов;
• Рассматривание фотографий и картинок с изображением основных достопримечательностей города Рязани;
• Словарная работа: подбор слов-признаков к описанию характера Евпатия Коловрата, образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал.
Оборудование:
• картинки с изображением города Рязани;
• мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал для дидактической игры «Собери Рязанский Кремль;
• карта города
• мячик Су-джок
• смайлики с изображением эмоций
Ход
Мотивационная часть
Дети входят в зал и встают полукругом, лицом к гостям.
Приветствие гостей
- Посмотрите все на меня.
Логопед: Ребята, на электронную почту нашего детского сада пришло необычное видео-письмо от ребят из другого детского сада. - Вы хотите узнать, что в письме? (повернитесь лицом к экрану)
- А теперь, все внимание на меня.
-Вы поняли, чего хотят дети? О чем они нас просят? (Дети хотят познакомиться с нашим городом, но не знают куда пойти, какие интересные места посмотреть)
- Мы сможем им помочь? Да!
- Ребята, в каком городе мы живем? (Мы живем в городе Рязани).
- Как называются жители Рязани? (рязанцы и рязаночки)
В Рязани много достопримечательностей: театров, музеев, памятников и парков.
- Сегодня, я предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему городу и рассказать о нём ребятам.
–Вы согласны?- (да)
Основная часть
- Как вы думаете, что такое экскурсия? (Это путешествие или прогулка по интересным местам)
-Давайте поделим это длинное слово на части, приготовьте ладони. (Работа над новым словом, проговаривание по слогам, с одновременным отхлопыванием с «замочками»)
- А кто проводит экскурсии? (экскурсовод) Сегодня вашими экскурсоводами будут Екатерина Валерьевна и Надежда Владимировна
- Как мы можем путешествовать? (на машине или пешком, на самолете, на поезде)
-Решено, мы отправляемся на пешеходную экскурсию.
- Дети, кто знает, что нужно любому путешественнику, чтобы не заблудится в пути? (карта)
- Ребята, посмотрите на карту Рязани. На ней цифрами и стрелками обозначен маршрут нашей экскурсии. Мы с вами посетим наиболее известные места в нашем городе, отметим их на карте картинками, которую затем сфотографируем и отправим ребятам в электронном письме.
1. ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
-Как вы думаете, почему она так называется? (На этой остановке мы вспомним историю Рязани).
- Беремся за руки и отправляемся в путь, к городищу Старая Рязань.
- Наш город Рязань очень древний.
- Всегда ли Рязань находилась на том месте, где и сейчас? (нет)
- Городище Старая Рязань находилась в другом месте. Времена были очень суровыми и грозными. Рязань захватили жестокие враги.
– А вы знаете, как они назывались? (татаро-монголы). Жители отважно сражались несколько дней, но врагам удалось прорваться в город.
- Что случилось со Старой Рязанью? (татаро-монголы полностью сожгли Рязань.)
- Город был полностью разрушен и так и не смог восстановиться.
На новом месте был основан славный город с красивым названием Переяславль. Давайте вместе произнесем это красивое слово.
Переяславль был построен на болотистой местности.
На болотах росла вот такая мелкая трава - ряска. - Давайте сравним эти два слова и прислушаемся, как они звучат. Ряска-Рязань. Поэтому Переславль так и стали назвать - Рязань.
-Вы поняли, почему наш город называется Рязань?
Так выглядела Рязань много лет назад. С тех пор она росла и строилась и превратилась в большой и красивый город, в котором мы сейчас живем.
Отметим на карте это место.
(Дети подходят к карте города и закрепляют на ней изображение городища Старая Рязань)
Теперь вы можете продолжить свою пешеходную экскурсию.
2. ВТОРАЯ ОСТАНОВКА «ТЕАТРАЛЬНАЯ»
- Как вы думаете, почему наша остановка называется театральная?
- Что на ней может быть расположено?
- Как вы думаете, на этой остановке может располагаться театр? А три театра?
Какие театры есть в нашем городе? (Драматический театр, кукольный театр, театр на Соборной).
Если в театре можно увидеть кукол, то это какой театр? (кукольный)
Кто управляет куклами? Может быть, куклы играют сами? (кукловод)
В кукольный театр в основном хотят дети, а есть ещё театры, в которые ходят взрослые. -Может вы знаете, кто показывает спектакли в таких театрах? (актёры)
Воспитатель: В театре актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу.
Воспитатель: А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь?
Психологический этюд «Снеговики».
Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребята, а снеговики, которых слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко. Снеговикам стало жарко и они решили немного охладиться.
Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо». Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
(Е. Антоновой-Чалой).
Солнце пекло сильно! Снеговики стали таять! Сначала подтаяла голова, потом — руки, потом – туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.
Воспитатель Н. В. : Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!
-Давайте отметим на карте для ребят театры г. Рязани.
О следующей достопримечательности Рязани вам расскажет экскурсовод Екатерина Валерьевна.
3. ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА «КРЕМЛЕВСКАЯ»
-Как вы думаете, почему она так называется?
- Мы отправляемся на прогулку в Рязанский Кремль. Дети берутся за руки и под музыку шагают по залу и встают полукругом перед экраном.
- Мы оказались на территории Кремля
Звучит колокольный звон (аудиозапись).
Учитель-логопед Е. В. :
- Ребята, что вы слышите? (колокольный звон)
- Откуда доносится колокольный звон? (с Кремлевской колокольни).
- Давайте полюбуемся красотами Рязани с высоты птичьего полета. Просмотр видео- панорамы Кремля.
-Рязанский кремль — находится в самом сердце Рязани. Строительство города начиналось с Кремля. Две главные жемчужины кремля — Успенский собор и Колокольня.
-Теперь давайте полюбуемся и внимательно рассмотрим их.
Соборная колокольня СЛАЙД
- Сколько этажей имеет Колокольня? (она имеет четыре этажа и острую верхушку).
- Подумайте, на что похожа по форме Колокольня? (на елку или пирамидку).
- Как мы можем руками изобразить колокольню?
Успенский Собор – грандиозное, величественное сооружение.
- Из чего построен Успенский собор? (он построен из красного кирпича, он кирпичный).
- Сколько куполов мы видим на его вершине? (на его вершине мы видим пять куполов).
-Какого цвета купола Успенского собора? (Четыре голубых купола и один позолоченный)
-Как вы думаете, что может означать голубой цвет? (цвет неба)
- Что означает золотой цвет? (цвет солнца)
- Сейчас я предлагаю подойти к столам и собрать изображение Успенского собора и Колокольни из частей.
Дидактическая игра «Собери Кремль» (дети собирают изображение Успенского собора и колокольни из разрезных картинок).
Ребята, что вы собрали? Расскажите, как выглядят эти здания?
Давайте отметим на карте эту достопримечательнось под цифрой 3.
(Дети прикрепляют фотографию Кремля на карту).
А мы отправляемся дальше, экскурсовод Надежда Владимировна уже ждет нас на остановке «Памятная».
4. ОСТАНОВКА «ПАМЯТНАЯ»
- Дети, как вы думаете, почему она так называется? Что на ней может быть расположено, что можно увидеть?
-Для чего их устанавливают? (Чтобы сохранить память о великих людях.)
-А из чего можно изготовить памятник? Из какого материала?
Сейчас мы поиграем в игру, и узнаем, какие они могут быть памятники, из какого материала их изготавливают?
Дидактическая игра «Скажи какой?»
-Если памятник сделан из камня – он какой? (гранита, мрамора, бронзы, бетона, металла, дерева). (Гранитный, мраморный и т. п.).
В Рязани есть много памятников. Сегодня, я хочу познакомить вас с двумя из них.
Первый памятник «Памятник Сергею Есенину»
-Кто знает, кем был Есенин? (Он был поэтом, потому что писал стихи.)
- Как вы думаете, почему у нас в Рязани находится такой памятник? (Есенин родился в Рязани, он наш земляк, вырос он в селе Константиново.)
- Кто знает, какой памятник стоит на ул. Почтовой? (Памятник Евпатию Коловрату).
-Как вы думаете, кем он был?
Евпатий Коловрат— рязанский богатырь.
Кто знает кто такой богатырь? (Сильный человек, который защищал Родину)
Почему Евпатию поставили памятник в Рязани?
Давайте вспомним, что нам рассказывала Екатерина Валерьевна в начале занятия? Кто сжёг старую Рязань? Евпатий был убит в бою защищая нашу родину от нашествия татаро-монгол. За этот подвиг ему поставили памятник.
- Подумайте, какими словами мы можем охарактеризовать ЕвпатияКоловрата - он какой? (высокий, крепкий, сильный, отважны, храбрый, бесстрашный, смелый, мужественный, могучий)
А вы хотите стать такими же сильными, храбрыми, любящими свой город людьми? (ответы детей)
Тогда надо потренироваться, силы набраться.
Физкультминутка «Ну-ка братцы!»
Ну-ка, братцы, выходите (дети встают в круг)
Свою удаль покажите. (показывают свою силу руками)
Разомните руки, ноги (поднимают вверх руки, ноги)
Все устали мы в дороге (приседание)
Прикрепите на карте, для ребят из другого города изображения, памятников.
Движемся дальше. Нас опять встречает экскурсовод Екатерина Валерьевна
5. ОСТАНОВКА «ПАРКОВАЯ».
-Вы догадались, куда мы отправимся дальше? Наша Рязань- зеленый город, здесь много парков и скверов. (Дети по залу маршируют под музыку)
- Мы с вами оказались в Нижнем городском парке.
- Я предлагаю вам присесть и немного отдохнуть. (Дети садятся на стулья полукругом)
- Что можно делать в парке? (можно погулять, покататься на самокате и велосипеде, а зимой на лыжах и санках).
Дидактическая игра «Один-много»
- Я вам предлагаю поиграть в игру «Один-много» Что можно увидеть в парке? Чего много в парке?
Дети передают массажный мячик и образуют существительное в мн. ч. Р. п.
Одно дерево- много деревьев
Один куст- много кустов
(клумб, фонтанов, скамеек и тропинок, детских площадок, каруселей).
- Какую достопримечательность мы увидели в этом парке? (скульптуру, которая называется "Грибы с глазами")
- Ребята, кто изображен на этой скульптуре? ( семейство грибов: бородатый гриб-отец и два его сынишки).
-Кого еще мы сможем здесь рассмотреть? (Я вижу ящерицу, ящерицу, божью коровку, улитку и лягушку, птичку и кузнечика)
Название этой скульптуры связано с поговоркой: «У нас в Рязани грибы с глазами. Их едят - они глядят»
Игра на развитие интонационной стороны речи
-Посмотрите на картинку и скажите какое настроение у этого мальчика? Давайте произнесем эту поговорку с разным настроением (весело, грустно, удивленно)
Дети прикрепляют на карту изображение скульптуры под цифрой 5.
Воспитатель Н. В. :
-Наше путешествие подходит к концу. Мы хорошо погуляли по нашему родному городу Рязани, полюбовались его красотой, отметили на карте для ребят достопримечательности.
Рефлексия
-В каком городе проходила экскурсия?
- Давайте вспомним, что мы увидели на нашей экскурсии. (Театр Драмы, театр Кукол, Памятник Князю Олегу, Евпатию Коловрату, С. Есенину, Собор Рязанского Кремля, Городской парк, «Скульптуру Грибы с глазами»).
- Что вам больше всего понравилось? Почему?
- О чем расскажете дома родителям?
- Куда бы вы хотели сходили с родителями?
Итог. Теперь мы можем сфотографировать карту с достопримечательностями Рязани и отправить её электронным письмом ребятам из другого детского сада. Теперь они смогут найти самые интересные места и увидеть их.
-Спасибо вам за интересные рассказы о нашем любимом городе.
- Вы- Молодцы!