Елена Тиханова
Викторина «Про леса и лесные чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Привитие любви к родной природе.
Задачи:
Воспитывать чуткое отношение к родной природе: к животным,
к растительному миру;
Расширить кругозор ребят;
Развивать логическое мышление;
Формировать умение работать в команде;
Ход мероприятия:
-Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас всех на нашем мероприятии. «Про зеленые леса и лесные чудеса…»
Ведущий обращает внимание на конверт:
Публикация «Викторина „Про леса и лесные чудеса“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дикие животные. Сценарии развлечений
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Ребята, сегодня ночью был сильный ветер. И к нам принесло письмо. Прочитаем?
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы – все лесные жители – приглашаем вас в гости. У нас прекрасный лесной, зелёный дом, который называется лес. Здесь много различных деревьев, кустарников, цветов. Приходите к нам в гости. Мы приготовили для вас интересные игры, загадки, над которыми нужно потрудиться.
Добрые лесные жители»
- Ну что, ребята? Отправимся в путешествие? Только не за грибами, не за ягодами, а за чудесами. Да, да, за чудесами! Тут написано заклинание, которое поможет нам, очутится в лесу. Готовы?
Заклинание
Все дети встают в круг. Ведущий произносит слова, дети делают движения.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперёд,
А затем наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес :
Мы попали с вами в лес!
Ну-ка, дружно все присели
Друг на друга поглядели Смотрят друг на друга
И похлопали в ладоши: Хлопают в ладоши
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп
Что у зайцев на макушке? Ставят руки на голову, словно ушки
Пляшут весело там ушки
Раз подскок, два подскок – Прыгают на месте
Поскакали все в лесок Скачут в рассыпную
СЛАЙД со звуком леса.
Ведущий: Ну вот, мы и попали в лес.
Ребенок: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои!
Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в лесу? (Ответы).
Ведущий: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Животные находят в лесу разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства – норы, гнезда, берлоги.
Как вы понимаете, что такое лес?
Какие деревья растут в наших лесах?
Зачем люди ходят в лес?
Как надо относиться к лесным обитателям?
Почему нельзя в лесу шуметь?
Сок, какого дерева очень полезен людям?
Какую пользу приносит лес людям?
Ведущий: Лес – это прекрасная планета, полная чудес и загадок. В Лесу живут животные, птицы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
Ведущий: Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу. И я надеюсь, что вы покажите свои знания о лесе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.
1 остановка - «Царство растении» СЛАЙД
«Мы с вами оказались в царстве растений. Посмотрите, как много растений вокруг. Царство растений делится на три государства: деревья, кустарники, травы. Я вам загадаю загадки, а вы мне будете называть государства.
1) Много рук, а нога одна. (Дерево)
2) Весной веселит, летом холодит.
Осенью питает, зимой согревает. (Лес)
3) Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Кустарник)
4) Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава).
Ведущий: А вы знаете, ребята, какую пользу приносят человеку деревья?
«Правильно, они очищают воздух; дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из древесины можно изготавливать – мебель, посуду, бумагу; из древесины строят дома; дрова используют как топливо для обогрева домов в холодное время года. А ещё деревья делятся на две большие группы: хвойные и лиственные, а среди лиственных выделяют ещё и плодовые.
Ведущий: - Назовите деревья, которые вы знаете?
Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы воспитателя.
• У какого растения есть ствол? (У дерева)
• Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
• На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
• А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
• На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
• Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
• Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
• Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)
Загадки
Ведущий: Деревья так заколдованы, что забыли свои названия. Давайте их расколдуем, поможем им вспомнить их названия.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем (Ель)
Стоит Алена
Платок зеленый
Тонкий стан
Белый сарафан. (Береза)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Елка)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей, Сколько спеет желудей. (Дуб)
Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»
-А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру. Соединить дерево и лист.
СЛАЙДЫ
Ведущий: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Отправляемся дальше.
2 остановка в нашем путешествии – «Грибное царство»
Ведущий: Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.
Какие же загадки «растут» в нашем лесу?. Вы наверно, поняли, что на этой полянке растут грибы.
А какие вы узнаете, если отгадаете загадки лесных жителей. Послушайте и отгадайте. (Отгадка сопровождается показом СЛАЙДОВ)
Ой, какой грибок хороший,
Ярко-красненький, в горошек!
Будет супчик ароматным
И на вкус таким приятным…
Только слышен дружный хор:
- Нет! Ведь это - … (мухомор).
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растёт сосновом.
Рады бабушка и дед:
- Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот крепкий … (боровик).
Скромный, тоненький и бледный…
Только гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту бледную … (поганку).
Что за ребятки в пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой?
Очень дружные ребята,
У пенька живут. (опята).
Вопросы к детям:
• Все ли грибы можно есть?
• Почему?
• На какие две группы можно разделить грибы
• Скажи, какие правила сбора грибов ты знаешь
• Какие блюда можно приготовить из грибов? (Из грибов можно приготовить суп, нажарить их с картошкой, засолить на зиму)
Ведущий: Грибы являются пищей для многих животных: если исчезнет один вид, то могут погибнуть и все остальные, поэтому нужно бережно относиться к природе. Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, например мухоморы так как животные могут съесть и ядовитые для людей грибы и не отравиться.
Ведущий: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:
Бусы красные висят, Красна, сладка, душиста
Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко. (Земляника)
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Ведущий: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, отправляемся дальше.
3 остановка - «Царство птиц»
Учитель: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей) Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.
Загадки
Кто стучит в лесу с утра? Отвечай-ка детвора!
То: "Тук-тук", то: «Так, так, так!
Строит дом другим чудак,
В красной шапочке приятель,
Кто же он?- Конечно … (Дятел)
Рассказ о дятле. СЛАЙД со звуком.
Один из голосов, который мы слышим в лесу – голос дятла. Но правильнее сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». Целыми днями он стучит по стволу дерева – работает в своей «кузнице». Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной – и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые шишки и достаёт языком из-под чешуек семена. Расклюёт одну – летит за другой. В народе дятла называют «лесным доктором», т. к. он уничтожает насекомых-вредителей.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья - белобока,
А зовут её.
Рассказ о сороке. СЛАЙД со звуком.
Сорока строит гнездо из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи высоко над землей в кроне деревьев. Лакомиться сорока насекомыми, гусеницами, мелкими животными.
Вопросы викторины :
• Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).
• Что значит – перелётные? Назовите их. (Ответы детей)
• Что значит – зимующие? Назовите их. (Ответы детей)
• А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)
Игра «Птицы»
Ведущий: Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.
• Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи…
• Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны…
• Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Комары, чижи…
• Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты стрижи, Галки и чижи!»
4 остановка - «Звериное царство»
Ведущий: - Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:
Быстрый, маленький зверек.
По деревьям скок да скок. (Белка)
Рассказ о белке. СЛАЙД
«Белка строит гнездо из веток на елке и спит там, в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом, как одеялом. Осенью белочка запасает орехи, желуди и сушит много грибов на ветках. Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка – очень подвижный и ловкий зверек. Когда она прыгает, с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он – как парашют – поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие.
Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всей кур пересчитала
И с собой унесла (Лиса).
Ведущий: - Какая лиса? Опишите по картинке внешность и расскажите о ее повадках. ( Ответы: рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная)
Рассказ о лисе СЛАЙД
«У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза. Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука. Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Следовательно, лиса – хищное животное. Очень красив у лисы хвост. Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки и быстро ее поймают, бесхвостую. А с хвостом лиса их обманет: поведет хвостом вправо, а сама влево метнется, так и уйдет рыжая плутовка от погони.
Под кустами,
Под елками
Катится клубок с иголками. (Еж).
Рассказ о еже СЛАЙД
«Все эти зверьки усыпаны иголками, кроме морды, головы и живота. На зиму ежи впадают в спячку, отыскивают чужие норы и устраиваются в них. Питаются жужелицами, лягушками, мышами, насекомыми. Могут, есть грибы и ягоды. Но у ежей, даже таких колючих, есть враги. Так, лиса катит ежа в воду – он разворачивается, и она его съедает. Кто зимой холодной ходит злой голодный?
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит. молчком,
Уши серые — торчком. (Волк)
Рассказ о волке СЛАЙД
«Волк – крупный зверь, напоминает собаку; «Серый, зубатый, злой…» - так говорят о нем. Волк ест все, что может поймать, и всех, кто слабее его. В рацион питания входят: олени, лоси, косули, кабаны, антилопы. Помимо крупных животных большую роль в питании волков занимают зайцы, суслики, грызуны. В летний период едят рыбу, птиц, лягушек, гусей и уток. Зимой волки собираются в стаи. Вожак в стае – самый сильный и опытный волк, он выводит стаю на добычу.»
Маленький, беленький:
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц).
Рассказ о зайце СЛАЙД
«У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой – белые, чтобы лучше маскироваться в лесу Заяц – растительноядное животное. Летом он охотно поедает злаки, лишайники, овес и клевер. Зимой, когда большинство пищи находится под снегом, он поедает кору различных деревьев и кустарников.
Дидактическая игра «Кто лишний?» СЛАЙДЫ
Ведущий: Ребята, но вот мы и побывали в гостях у лесных жителей. Посмотрите, а чей это домик? Как вы думаете, кто в нем живет? (Ответы детей)
- Ребята, кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, Зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон И голос птичий
Охраняет — кто?. (Лесничий)
СЛАЙД Ведущий: Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.
• В чём заключается работа лесника? (ответы детей)
• Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Лесные правила.
1ребенок. Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
2 ребенок. Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки - не стрелять;
Ты пришёл не убивать.
3 ребенок Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Подведение итогов: - Молодцы! Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о лесных жителях. Если вы заинтересовались жизнью животных, то можете прочитать о них в произведениях Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина и других писателей.