Григорьева Римма Ивановна
Викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей подготовительной группы «Путешествие в Лукоморье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Проверить и закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина.
2. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности.
3. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
4. Развитие коммуникативных способностей.
5. Расширить кругозор воспитанников.
6. Развивать внимание, память, речь и мышление
Предварительная работа
Публикация «Викторина по сказкам А, С, Пушкина для детей подготовительной группы „Путешествие в Лукоморье“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Викторины, интеллектуальные игры
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Знакомство с писателем – краткая биография, рассматривание портрета.
Оформление книжной выставки «Книги А. С. Пушкина».
Знакомство со сказками – чтение сказок, рассказывание, слушание в записи, объяснение старинных слов, просмотр мультфильмов, драматизация, рассматривание иллюстраций и книг, выполнение рисунков по сказкам.
Изготовление эмблем, деление на команды, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми).
Оборудование и материалы: портрет А. С. Пушкина, презентация слайд шоу фотографий, разрезные картинки, карточки с заданиями, раскраски, жетоны. Красивый мешочек: зеркальце, веревка, рыбка, петушок, белочка.
Ход мероприятия
Организационный момент
Ведущий: Ребята, любите ли вы сказки? Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну. И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир. Вы спросите, а как мы это сделаем? У меня есть волшебный клубок (показываю). Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова:
Волшебный клубок раз, два, три. В сказку нас перенеси!
(Звучит музыка. Дети следуют за воспитателем. Перед ними — декорация пушкинского Дуба).
Ведущий: Мы с вами попали в страну Лукоморье. А вы знаете известные строки о Лукоморье? Кто знает, помогайте мне.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Какой поэт описал именно такой дуб?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: На доске вы видите портреты знаменитых писателей. Помогите мне найти среди них портрет А. С. Пушкина.
(Дети выполняют задание)
Мы Пушкину наш праздник посвятим.
Наполнив зал волшебными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
Ведущий:Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Память о нем живет в народе. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна.
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Итак, мы начинаем нашу викторину.
Ведущий: Давайте разделимся на 2 команды: «золотые петушки» и «золотые рыбки»
Условия нашей викторины такие : я задаю вопрос одной из команд. Если команда ошибается, то на него может ответить другая команда. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина.
Основной этап. Викторина.
Первый конкурс: «Вопрос – ответ?»
Ведущий: Сейчас я буду задавать вопросы. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать из них один правильный.
1. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум.
Б. Отпустил в море.
В. Сварил уху.
2. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?
А. Медведя, слона, тигра.
Б. Воробья, снегиря, ворону.
В. Комара, муху, шмеля.
3. За какую плату согласился работать Балда у попа?
А. Бесплатно.
Б. За три щелчка по лбу.
В. За 3 рубля.
4. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону?
А. Будил по утрам.
Б. Разворачивал конфеты.
В. Указывал, с какой стороны угроза владениям царя.
5. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?
А. Волшебник
Б. Ветер
В. Комар
6. Чем поймал золотую рыбку старик?
А. Неводом.
Б. Удочкой.
В. Сачком.
7. Каких работников искал поп на базаре?
А. Няню, продавца, дворника.
Б. Повара, конюха, плотника.
В. Водителя, врача, пастуха.
8. Как звали жениха царевны?
А. Дадон
Б. Елисей.
В. Балда.
9. В «Сказке о царе Салтане», какие три чуда были на острове Буяне?
А. Золотая рыбка, волшебная дудочка, жар-птица.
Б. Петушок, говорящий конь, золотое яблоко.
В. Белка, 33 богатыря, царевна Лебедь.
10. В «Сказке о золотом петушке», что кричал петушок, сидя на спице»
А. «Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку
Б. «Ты, конечно, спору нет!»
Второй конкурс «Творческий»
1. Инсценировка отрывка «Сказка о царе Салтане…»
(Три девочки в костюмах с прялкой, вязанием, вышивкой)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря…
Какое полное название этой сказки? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидонеи о прекрасной царевне-лебеди)
2. Из какой сказки отрывок?
Ну,а он с высокой спицы
Стерёжёт царя границы.
Чуть опасность,где видна,
Он очнётся от сна,
Шевельнётся,встрепенётся
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку,
Царствуй, лёжа на боку!»
ИГРА «Петух»
(Дети стоят лицом в круг. Посередине круга петух. Он ходит внутри круга. Остальные дети идут по кругу, высоко поднимая ноги и размахивая руками, приговаривая)
Трух, тух, тух, тух! Ходит по двору петух. Сам со шпорами,
Хвост с узорами!
(После этих слов дети останавливаются и поворачиваются лицом в круг, и
Говорят)
Под окном стоит.
На весь двор кричит.
Кто услышит.
Тот бежит!
(После этих слов петух хлопает себя крыльями по бокам кричит Ку-ка-ре-ку!
Дети разбегаются, петух их догоняет)
3. Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет («Сказка о царе Салтане…»)
4.«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?.» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
5.«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
6. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.? («Сказка о попе и его работнике Балде»)
3 конкурс: «4 лишний»
Ведущий: Я сейчас раздам каждой команде по конверту с заданием. Вам нужно будет назвать сказку, из которой эти герои и найти, кто лишний.
Музыкальная разминка
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок и делают волнообразные движения)
На раздутых парусах
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
4 конкурс: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат конверты с разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки картинка.
5 конкурс «Конкурс Загадок»
1. Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Рыбка)
2. С первого щелка
Подпрыгнул он до потолка;
Со второго щелка
Лишился я языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика! (Поп)
3. Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …
(Гвидон)
4. Я с большой, высокой спицы
Стерегу царя границы.
Чуть опасность где видна,
Тут же я очнусь от сна,
Шевельнуся, встрепенуся,
К той сторонке обернуся
И кричу: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!»(Петушок)
5. У царицы злой-презлой
Собеседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
(Зеркало)
6. Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
(Шмель, муха, комар)
7. Что за зверь в хустальном доме
Князю прибыль создает,
«Во саду ли, в огороде.»-
Звонко песенку поет (Белка)
8. Сказка - ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье. (Корыто)
6конкурс «Объясни слово»
Воспитатель: Когда вы читали сказки А. С. Пушкина. вы обратили внимание как много в тексте старинных слов, которые мы сейчас не говорим. Вот сейчас я буду говорить слово, а вы должны объяснить его значение. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Готовы?
- Лукоморье (морской залив)
- Невод (сеть для ловли рыбы).
- Яства (еда, пища).
- Очи (глаза)
- Толоконный лоб (глупый человек).
- Душегрейка (теплая кофта без рукавов).
- Перст (палец).
- Оброк (деньги, по Пушкину)
- Полба (каша).
- Землянка (дом, построенный в земле).
- Светлица (комната).
- Откуп (плата за что-то).
7 конкурс «Волшебный мешочек»
Капитанам команд предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.
Предметы:
Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Перышко («Сказка о царе Гвидоне и царевне лебеди»)
8 конкурс «Узнай сказку по следующим словам»
1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Муха, царевна - лебедь, дуб, остров, богатыри, корабли.
Коммуникативная игра «Хип- хоп».
Вот подошли к концу наши задания. Пока подсчитывают жетоны команд золотых рыбок и петушков, мы поиграем с вами в одну мою любимую игру. Называется она «хип-хоп». А поможет нам наша золотая рыбка. Когда я буду говорить «хип», то рыбку передаём друг другу в левую сторону. Когда я скажу «хоп», то передаём рыбку в правую сторону. Ну а если я скажу «хип- хоп», тогда рыбку надо будет перебросить любому играющему и похлопать в ладоши. Готовы
Подведение итогов. Награждение.
Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте узнаем результаты.
Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается награда.
Ну, вот мы и побывали в стране сказок А. С. Пушкина.
Каждый ребенок награждается медалями: «Лучшему знатоку сказок Пушкина» или «За активное участие в викторине».
Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам
заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны
И в сказках А. С. Пушкина всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой - дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг и беречь наш прекрасный русский язык.
Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить
настоящие чудеса!
Под музыку «Чудеса» дети покидают зал.