ольга шувайкина
Сценарий викторины «Азбуковедение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
1. Закрепление произношения [р], [р']
2. Закрепление словообразования существительных
3. Звуко – слоговой анализ по индивидуальным карточкам
4. Упражнение в образовании относительных прилагательных
5. Работа над притяжательными местоимениями мой, моя, мои
6. Работа над предложением. Составление распространённых предложений, употребляя предлоги.
7. Развивать мышление, внимание, память.
8. Воспитывать отзывчивость, трудолюбие.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Ребята, скажите, какую сказку вы недавно прочитали? («Приключение Буратино»)
Публикация «Сценарий викторины „Азбуковедение“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-Кто автор сказки? (Л. Толстой)
-Назовите героев сказки (черепаха, Буратино)
-Ребята, в словах черепаха, Буратино [р] одинаково звучит? (нет).
-Как звучит [р] в слове черепаха? (мягко). В слове Буратино? (твёрдо).
Входит Буратино (ребёнок) с грустным видом.
2. - Что случилось Буратино?
-Все ребята собираются в школу, а я очень многого не знаю и не умею, так говорит Мальвина.
-Буратино, не огорчайся, сегодня мы с ребятами отправляемся в страну «Азбуковедение», с нами пойдут родители, можешь пойти и ты.
3. Родители и дети занимают свои места (садятся за столы).
-Дайте характеристику [р] – согласный, звонкий, твёрдый; [р'] – согласный, звонкий, мягкий.
-Какой буквой мы обозначаем звуки [р, р”] (буквой р).
На наборное полотно выставляется карточка с буквой р, заглавной и малой.
- Ребята, когда мы пишем заглавную букву? (в начале предложения, имени, клички, названия городов… пишем с большой буквы)
Игра «Добавь звук»
ковё(р, бобё(р, фона (рь, дво (р, кома (р, тока (рь, библиотека (рь, мусо (р).
-У слога невелички есть волшебные привычки
-Чем отличается слог «ры» от слога «ри»? (твёрдый, мягкий).
-Придумайте слово со слогом «ры» (рысь, рыбак, шторы, корыто). Со слогом «ри» (рисунок, Карина, Рита, парик).
-Ребята, покажем и научим ваших родителей и Буратино играть в игру «Четвёртый лишний». (картинки со звуком [р], и с [р’] три картинки, [р] в начале слова, одна картинка в конце слова)
-Поиграем в игру «Переставь слоги»
ранба – баран, ремо – море, рыша – шары, ватра – трава, заро – роза, паре – репа, батру – труба, борза – забор.
Входит фея Словарина (ребёнок).
«Здравствуйте ребята, вы очень хорошо справились с заданиями, показываете хорошие знания. Я хочу поиграть с вами и вашими родителями в игру «Наоборот». (Родители затрудняются, дети ми помогают)
горький – сладкий холод – жара
молчать – говорить полезный – вредный
ложь – правда больной – здоровый
весёлый – грустный молодой – старый
радость – грусть низ – верх
чистый – грязный
(игра проводится с мячом).
Фея: «Ребята в ваших карточках спрятались слова, определите названия этих слов».
Игра «Какое слово задумано».
Составляются схемы этих слов (слоги, звуки). Про какие ваши слова можно сказать моя, мой, мои (ответы детей).
4. Физкультминутка. (Проводит Буратино).
Дети:
Буратино потянулся
Раз потянулся, два потянулся
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл
Буратино:
Руки надо всем поднять
Ключик с дерева достать
Следующая игра называется «Какой сок»
-Чашечки возьмите, какой сок определите.
-Назовите сок, в названии которого твёрдый звук [р] (На столе у каждого ребёнка и родителя чашечки с наклеенными картинками овощей и фруктов).
-Назовите соки, в которых нет [р], [рь].
-Ребята, что такое предложение? (Слова между собой дружат и о чём – то сообщают).
-У нас в стране Азбуковедении есть маленькие слова, вы их уже знаете, назовите их. (Дети по схемам называют предлоги).
-Составьте предложения, в которых есть маленькие слова, а мамы помогайте детям. (Дети говорят предложения и называют короткое слово).
Фея Словарина оценивает детей и преподносит подарок (лото со звуками [р], [рь])
5. Итог занятия.