Гришина Елена
Викторина для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ТНР в рамках родительского собрания
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- познакомить родителей с играми и игровыми упражнениями по развитию речи детей.
- повысить роль родителей в организации игровой деятельности по развитию речи ребёнка в домашних условиях.
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми.
Оборудование: карточки с картинками овощей и фруктов (для объединения родителей в 2 команды, картинки с изображением дерева (2 штуки, фишки для оценивания правильных ответов, ручки (2 штуки).
Ход викторины:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Рада приветствовать вас на родительском собрании. Большое спасибо за то, что смогли найти свободное время и провести этот вечер с нами. Сегодня я хотела бы еще раз акцентировать внимание на развитии речи наших детей, а именно, на применении игр и игровых упражнений для развития речи детей, которые можно применить в домашних условиях.
А проведем мы эти игры в виде викторины. Я прошу каждого из вас выбрать любую картинку (карточки с изображением овощей и фруктов разложены хаотично на разносе. Родители выбирают и объединяются в две команды, исходя из изображения на картинке).
Итак, у нас сформировались 2 команды. Можете придумать название и выбрать капитана (договариваются).
Викторина носит соревновательный характер. За каждое выполненное задание команда получает фишку. Команда, набравшая большее количество фишек – победитель. Если команда не знает правильный ответ, то право ответа передается другой команде.
В викторине 3 раунда. В каждом раунде по 4 задания, одно из которых предназначено для капитана.
Важно помнить – перебивать, выкрикивать с места и подсказывать запрещается! Итак, начнем!
1 раунд: "Вопрос - ответ!"
1 задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать одним словом.
Первая команда:
- Слова, употребляемые жителем той или иной местности. (Диалект).
- Слова, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
Вторая команда:
- Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению (Омонимы)
- Слова, которые имеют разное звучание, но похожее или одинаковое значение (Синонимы)
2 задание: Отгадать слово - омоним.
Первая команда:
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет до мишени долететь (Лук).
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают. (Очки)
Вторая команда:
Они обычно для шитья
И у ежа их видел я. (Иголки)
Несется первое к реке,
Второе щелкнуло в замке. (Ключ)
3 задание: У вас на столе лежит картинка с изображением дерева. На его ветках вам нужно написать как можно больше однокоренных слов. Выиграет та команда, в которой будет придумано и написано больше однокоренных слов.
Для первой команды – гриб (гриб: грибник, грибной, грибница, грибочек)
Для второй команды – лес (лес: лесок, лесной, лесник, полесье, лесополоса)
4 задание: Задание для капитана. Подобрать рифму к слову.
Для первой команды:
Салат – …
Банан – …
Антошка – …
Лягушка – …
Для второй команды:
Стол - …
Зайка - …
Робот - …
Маска - …
2 раунд: «Слушай внимательно!»
1 задание: 4-ый лишний.
Первая команда:
Заяц, белка, слон, медведь.
Майка, платье, носки, панама.
Сметана, молоко, колбаса, йогурт.
Весна, понедельник, лето, зима.
Вторая команда:
Чайник, кастрюля, сковородка, холодильник.
Береза, тюльпан, тополь, клен.
Таня, Оля, Витя, Света.
Вторник, сентябрь, среда, четверг.
2 задание: Составить предложение.
Первая команда:
Купила, магазине, мама, в, конфеты (Мама купила конфеты в магазине)
Оля, книгу, интересную, читает.
Вторая команда:
Березе, ласточка, сидит, на.
Ёжик, под, спрятался, деревом.
3 задание: Выложить из черных фишек схему предложения:
Первая команда:
Перелетные птицы улетают на юг.
Вторая команда:
С деревьев опадают листья.
4 задание: Задание для капитана.
Придумать в течение 5 секунд по 3 слова на определенное количество хлопков.
Первая команда:
… (машина, посуда, телефон)
. (дом, кит, мак)
Вторая команда:
. (мама, бантик, пенал)
…. (черепаха, холодильник, подоконник)
3 раунд: «Ох уж эти звуки!»
1 задание: Цепочка слов. Придумать слово по последнему звуку предшествующего слова.
Для первой команды: Мак – …
Для второй команды: Дом - …
2 задание: Послушать цепочку слов, найти лишнее слово.
Для первой команды:
Лопата, Лунтик, роза, лодка (роза – начинается со звука [р])
Шуба, шапка, кошка, шкаф (кошка - звук [ш] находится в середине слова)
Для второй команды:
Туча, ветка, мостик, дом (дом – один слог)
Сапожки, букетик, колечко, диван (диван – нет уменьшительно-ласкательной формы).
3 задание: Назвать слово, которое должно получиться из двух слов.
Для первой команды:
Листья падают – листопад
Мясо рубить – мясорубка.
Кофе молоть –кофемолка.
Лес рубит – лесоруб.
Для второй команды:
Сам летает – самолет.
Пешком ходит – пешеход.
Землю копает – землекоп.
Рыбу ловит – рыболов.
4 задание: Задание для капитанов.
Придумать предложение, в котором все слова начинаются на определенный звук.
Все вы с детства помните веселую чистоговорку: «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». В этой чистоговорке 8 слов на звук «Ч». Вам предлагается задание: составить предложение из 5 слов, в котором все слова начинались бы: на звук [к] – для первой команды, на звук [с] –для второй команды.
Итог:
- Итак, наша викторина подошла к концу. Я прошу капитанов посчитать количество фишек (подсчитывают).
Исходя из большего количества фишек определяется команда-победитель.
- Вот так, в игровой форме, вы можете обогащать и развивать речь вашего ребёнка в домашних условиях.
Я надеюсь, викторина вам понравилась. Спасибо за участие и до новых встреч!