Ольга Пичугина
Викторина для детей старшей группы «В мире слов разнообразных»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина
Тема: «В мире слов разнообразных…»
Цель: обогащение и активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, стимулирование речевой и мыслительной активности посредством игры-викторины.
Задачи:
образовательные: расширять лексикон детей, формировать умение строить монологическую и диалогическую речь;
развивающие: развивать речевую активность, внимание, элементы логического мышления, память;
Темочки:
воспитательные: прививать интерес к книгам, чтению; воспитывать такие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, справедливость, умение работать в команде
Оборудование: предметные картинки, иллюстрации, письмо от Королевы слов, цветная бумага, ленточки двух цветов по числу участников, призы для награждения, книжная выставка.
Ход викторины:
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в удивительный мир слов.
Много слов на Земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова словно совесть, слова словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в горячий свинец перелить…
Человеческая речь состоит из слов, из которых потом строятся предложения, а уже из предложений складываются все наши любимые сказки, стихи, рассказы. Дети, скажите пожалуйста, а в каких книгах живут только отдельные слова, где они хранятся (Ответы детей). Правильно, в словарях. В них хранится огромное множество слов, где указано, как они правильно пишутся, произносятся, что обозначают. Словари – это очень важные и нужные книги, это дом для всех слов, которые существуют в нашем языке, и свои словари есть у всех народов мира.
Ну а сейчас вернемся к нашей викторине. У нас есть две команды и гости – члены жюри – наши родители. Итак, представляем наши команды.
1-я команда «Мечтатели»
Девиз: «Мы витаем в облаках
Посмотрите вы на нас
Очень любим мы мечтать,
И, конечно, побеждать!»
2-ая команда называется «Дружные ребята»
Девиз: «Про нас говорят:
«Не разлей вода!»
Мы друзья,
Побеждаем всегда!»
Воспитатель: Оценивать выступление команд будет жюри –ваши родители. И так, начали!
Конкурс №1. Разминка
Один из членов команды объясняет, почему у их команды именно такое название и девиз, как они его понимают.
Конкурс №2 называется «Домашнее задание».
Каждая из команд представляет стихотворения о словах:
1. Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех!
2. Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
Язык и стар, и вечно нов
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов
Купаться ежечасно.
Жюри не забывает выставлять оценки.
Воспитатель: Ребята, я забыла сказать, что в одном из словарей лежит письмо с указаниями от Королевы слов, которой подчиняются все словари в мире. Итак, в конверте следующее задание от Королевы слов.
• 1 задание «Подбери слово - неприятель».Каждый член команды по очереди выходит в центр и говорит другому члену команды слово, который называет противоположное ему слово по значению. Например, «дружба – вражда». Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
Добро - зло, правда - ложь, высоко – низко, умный – глупый, смешной – серьезный, твердый – мягкий, трудно- легко, мир – война, ругать – хвалить, толстый – худой, смелый – трусливый, далеко – близко, чистый – грязный, белый – черный, зима – лето, глубоко – мелко, сладко – кисло, тупое – острое.
• 2 задание от Королевы слов «Подберите признаки». Один член от каждой команды подходит к столу и выбирает картинку, и дети подбирают признаки, соответствующие этому предмету (картинки собака и кошка) – члены жюри считают, сколько признаков назовет та и другая команда (называет сначала полностью первая, а потом вторая команда).
• 3 задание от Королевы слов. Она задает вопрос «Что бывает» и передала нам по листу цветной бумаги – капитаны команд, возьмите листочки. Одной достался красный лист, другой – зеленый.
К слову зеленый подбирается предмет – существительное: зеленый дом, огурец, трава, забор, крыша, коробка, дерево, вагон, крокодил.
Красный – помидор, цветок, ягода, фрукт, перец, панама, автомобиль, свет, свитер.
Затем еще 2 члена команды берут еще по листу бумаги (желтый и синий).
Что бывает:
Желтым – лимон, банан, стена, шкаф, свет, солнце, груша, сарафан, песок.
Синим – небо, море, джинсы, куртка, сумка, комбинезон, фуражка, форма.
Уважаемое жюри, считайте, пожалуйста, все слова, которые назвали команды, отмечайте у кого больше.
Итак, мы выполнили все задания Королевы слов. Молодцы! Сейчас физкультминутка, встали у стульчиков.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать. (Движения по тексту.)
Сели на стульчики.
И, наконец, конкурс на знание и понимание пословиц. Дети по одному члену команды подходят к столу и берут картинки с загадками (по очереди объясняют смысл).
Ребята, а ещё мне хочется спросить, а кто-то из вас знает еще какие-то пословицы, ну, например, о пользе знаний, о книгах?- Ответы детей.
1. С книгой дружить - век не тужить.
2. Книга одна, да тысячу людей учит.
3. День без книги, что день без солнца.
4. С книгой поведешься – ума наберешься.
5. Книги читать – скуки не знать.
6. Испокон века книга растит человека.
7. Кто много читает, тот много знает.
8. Чтение – вот лучшее учение.
9. Книга учит жить, книгой надо дорожить.
10. Книга мала, да ума придала.
11. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Молодцы, ребята! Многие из Вас в этом году обязательно пойдут в школу, в первый класс. Кто-то умеет читать, кто-то только пока учится складывать буквы в слова, но все знают, что с книгами надо дружить, потому что именно они помогают нам овладевать знаниями стать умными и интересными людьми, что подтверждает и многовековая мудрость нашего народа, заключенная в пословицах о пользе чтения и книг.
И в конце хочется еще раз обратить внимание на нашу выставку книг. Сколько там интересных книг! Они все такие разные – по содержанию, размеру, оформлению. Здесь представлены книги сказок, стихов, рассказов, различные словари. Какие-то прочитаны нами уже, но сколько книг предстоит вам еще прочесть и в детском саду, и потом в школе.
Ребята, а как нужно относиться к книгам? – Правильно, бережно. И сейчас Дима прочитает стихотворение «Никогда не порти книг».
Знать обязаны детишки,
Что не надо портить книжки,
В них не стоит рисовать!
И листочки вырывать!
Все странички в них важны,
Книжки вы беречь должны!
А закончили читать –
Книжку надо в шкаф убрать
Книжек много есть вокруг,
Каждая – прекрасный друг!
Вот и подошла к концу наша викторина. Жюри, подведите итоги. (Жюри подводит итоги, объявляет победителей и награждает всех участников золотыми и серебряными шоколадными медалями) Все молодцы, все постарались! До новых встреч!