Юлия Побединская
Виды речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Виды речевых нарушений.
В логопедии по Р. Е. Левиной выделяют две классификации речевых нарушений:
1. Клинико-педагогическая
2. Психолого-педагогическая
Клинико-педагогическая классификация направлена в основном на коррекцию дефекта речи, также ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений.
Делится она на две группы:
1. Нарушение устной речи
2. Нарушение письменной речи
К устной речи относят:
Нарушения внешнего высказывания:
Публикация «Виды речевых нарушений» размещена в разделах
Дисфония – расстройство или отсутствие фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Нарушение голоса, нарушение фонации)
Брадилалия – патологически замедленный темп речи. (Речь вялая, растянутая)
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. (Речь быстрая, могут быть запинки)
Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. (Возникает чаще всего во время речевого развития ребенка)
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. (Недостатки произношения фонем)
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами. (Гнусавость)
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. (Голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты)
Нарушения внутреннего оформления высказывания:
Алалия – полное или частичное отсутствие речи в ходе органического поражения зон коры головного мозга, которые отвечают за речь. Происходит во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. (Нарушены операции программирования, отбора и приема речевого высказывания)
Афазия – частная или полная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. (Утрата речи)
К нарушениям письменной речи относят:
Дислексия – нарушение процесса чтения. (Затруднение в узнавании букв, слияния букв в слоги, далее в слова)
Дисграфия – нарушение процесса письма. (Смешения или пропуски букв в письме)
В психолого-педагогической классификации выделяют:
1. Нарушение средств общения.
ФФН (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
ОНР (Общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирования всех компонентов речи, относящихся к смысловой и звуковой стороне. (Нарушено произношение и различение звуков, скудный словарный запас, не развита связная речь)
2. Нарушения коммуникативной функции при правильно сформированных средствах общения, к нему относят заикание.
3. Комбинированный дефект.