Абрамова Лилия
Виды нарушений звукопроизношения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок, который успешно развивается в дошкольном возрасте осваивает звуки родного языка и правильно использует их в речи. С учетом социальных и индивидуальных особенностей развития, у детей недостатки произношения звуков с возрастом не утрачиваются: может наблюдаться неверное произношение звуков, замена или пропуск слогов и звуков; может проявляться ускоренная, нечеткая речь. Как отмечала М. Ф. Фомичева, речевые особенности не являются патологическими. Это – физиологические нарушения звукопроизношения, и они трактуются не полной сформированностью фонетического слуха или моторики речедвигательного аппарата, которые в условиях правильной работы по формированию правильного произношения, успешно устраняются. Если же недостатки звукопроизношения у детей носят постоянный характер, то они уже не считаются физиологическими. Следовательно, не верные звукопроизношения проявляются как нарушения речи и требуют профессионального вмешательства [27].
Публикация «Виды нарушений звукопроизношения у старших дошкольников» размещена в разделах
Таким образом, нарушения звукопроизношения у детей могут являться либо самостоятельным дефектом речи, либо одним из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. При этом, о дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушении речи говорят в тех случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если неправильные формы звукопроизношения проявляются на фоне несоответствия его возрастным нормам, а именно: недостаточного для его возраста словарного запаса и грамотной построенной речи, то они являются одними из сложных речевых нарушений, включающих такие формы как дислалия, ринолалия, дизартрия и, частично, афазия. Важно работать над усовершенствованием речи ребенка в целом. В процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одних только дефектов в произношении звуков, а необходимо уделять внимание и речи в целом [28].
Причины нарушений звукопроизношения различны, и от их правильного выявления зависит результат устранения этих ошибок. Так, по причине повреждения речевого аппарата (по механизмам, способствующих нарушение звукопроизношения, подразделяются на дислалию и дизартрию.
Дислалия – нарушение в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевых анализаторов. Причинами возникновения дислалии, могут быть:
нарушения строения речевого аппарата (короткая уздечка языка; неправильный прикус, аномалии строения нёба, слишком толстые губы);
копирование взрослым неправильной речи ребенка («сюсюканье»);
педагогическая запущенность;
билингвизм;
снижение физиологического слуха.
Дизартрии – звукопроизношения, которые вызываются нарушением иннервации речевых мышц, что приводит к их параличам и парезам [8]. Чаще всего это бывает связано с органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. В ярко выраженных случаях дизартрии, помимо нарушений звукопроизношения, наблюдаются расстройства речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи, что в целом нередко приводит к полной невнятности речи ребенка.
При дислалии нарушается произношение всех групп звуков : шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ); свистящих (С, З и их мягких пар; Ц); сонорных (Р, Л и их мягких пар); заднеязычных (Г, К, Х и их мягких пар); переднеязычных (Т, Д и их мягких пар). При дизартрии изменяется произношение согласных и гласных звуков. Дефекты звукопроизношения при дизартрии носят более стойкий характер, чем при дислалии, и требуют более кропотливой работы по их устранению.
Дефекты звукопроизношения имеют различные проявления. Подробная характеристика звуковых нарушений, встречающихся в речи детей дана в работах О. А. Токаревой, Н. А. Чевелевой, Б. М. Гриншпуна, И. И. Панченко, и других авторов [5].
О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения [32] :
– неумение верно произносить звук или группу звуков;
– неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах;
– недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при способности правильно произносить оба звука.
Выделенные уровни отображают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, показанные А. Н. Гвоздевым, и свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на одном из этапов он может опоздать или остановиться [9]. Многие авторы утверждают, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не используют (М. А. Александровская). Те же явления наблюдаются в работах М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, К. П. Беккера, М. Совака и др. Это говорит о том, что произношение детьми звуков соотносится со степенью сложности вида речевой деятельности.
В современных логопедических исследованиях, опирающихся на законы лингвистики (Л. Г. Парамонова, звуковые нарушения подразделяют на две категории [9] :
1) Замены и дифференцирование звуков характеризуются как фонологические (Ф. Ф. Pay, или как фонематические (Р. Е. Левина, или как сенсорные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена система языка.
2) Искажения звуков рассматриваются как антропофонические (Ф. Ф. Pay, или фонетические (Р. Е. Левина, или моторные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.
Нарушения звукопроизношения при этом проявляются в следующих формах (или сочетаниях) :
1. Пропуск, при котором звук не опознается, выпадает. Отмечается полное отсутствие определенного звука в речи ребенка. В таких случаях звук пропускается и не произносится, например: «ама» вместо «рама», «уна» вместо «луна», «ыба» вместо «рыба».
2. Замена звуков, при которой вместо нужного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости, например: «лама» или «йама» вместо «рама»; «йуна» вместо «луна», «лыба» вместо «рыба», при этом может быть:
а) замена звуков сходных по способу образования и разных по месту артикуляции ([К] заменяется на [Т]);
б) замена звуков одинаковых по месту образования и различных по способу ([С] на [Т]);
в) замена звуков сходных по образованию и разных по участию органов артикуляции ([С] на [Ф]);
г) замена звуков одинаковых по месту и способу образования и различных по участию голоса ([З] на [С]);
д) замена звуков сходных по способу образования, по действующему органу артикуляции и различных по признаку твердости и мягкости.
3. Смешение звуков, при котором ребенок, научившись произносить те или иные звуки, путает их в речи, например: ребенок говорит то САНКИ, то ШАНКИ, постоянно путая звуки [с] и [ш] в своей речи [21].
4. Искажение звуков, при котором вместо правильного звука произносится звук, который отсутствует в фонетической системе родного языка. Например, горловой звук «р», который создается вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка.
Такое разделение расширяет представление о структуре речевого дефекта и концентрирует внимание на поиск адекватных методов коррекции.
Причиной неверного произношения звуков зачастую является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут необходимым образом выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Такого рода нарушения называются фонетическими (или антропофонические, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, хотя это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков, как правило, состоит как в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, так и артикуляционной моторики, в результате чего дети не чувствуют разницы между звуком и его заменителем (например, между [Р] и [Л]). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им определение фонологические или сенсорные, так как при этом одна фонема заменяется другой, нарушая смысл слова. Например, «рак» звучит как «лак», «рожки» – как «ложки» [43].
Смешение звуков определяется тем, что ребенок, правильно произнося звук в слогах, словах, в речевом потоке смешивает с другими артикуляторно близкими звуками. Некоторые авторы этот дефект считают, фонематическим (Р. Е. Левина, В. И. Селеверстов, другие рассматривают смешение, как неправильное произношение звуков (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина). При этом необходимо учитывать на какой стадии развития дефект обнаружен :
– если в начале этапа автоматизации, то это рассматривается как форма нарушения звукопроизношения с логопедическим заключением - фонематическое недоразвитие;
– если смешение начинает проявляться в конце этапа автоматизации, то явление определяется как 3 уровень неправильного звукопроизношения.
Нужно отметить, что знание форм нарушения звуков очень важно, так как это помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения большего внимания требует развитие артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях на первый план выходит развитие речевого слуха и, как одного из его частей, фонематического слуха.
Как пишет О. В. Правдина, неправильное произношение может быть в отношении любого звука, в действительности же оно чаще всего наблюдается в следующих группах звуков : свистящие (С, С, З, З’, Ц, шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, сонорные (Л, Л’, Р, Р’, J, заднеязычные (К, К’, Г, Г’, Х, Х’, звонкие (В, З, Ж, Б, Д, Г, мягкие (Т’, Д, Н) [32]. При этом, у ряда детей может нарушаться только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение произношения называется сложное (диффузное, или полиморфное.
Неверно может произноситься как один звук, так и несколько или даже много звуков речи, что обусловливает только количественную сторону нарушения. Дефектное произношение одного звука или звуков одной фонетической группы (например, только свистящих [с], [з], [ц] или только заднеязычных [к], [г], [х]) называют простым, или мономорфным («моно» – один) нарушением звукопроизношения. В тех же случаях, когда мы имеем дело с неправильным произношением сразу нескольких звуков или только двух, но из разных фонетических групп ([ч] и [к], [р] и [ц], [л] и [ш], говорим о сложном, полиморфном («поли» - много, или разлитом нарушении звукопроизношения, которое как бы «разлилось» сразу на многие звуки.
Таким образом, существуют нарушения произношения всех речевых звуков, как гласных, так и согласных. Однако чаще всего ребенок не владеет правильным произношением тех из них, которые более трудны по артикуляции, то есть требуют различных движений речевых органов. К таким звукам относятся прежде всего [р], [л], а также шипящие и свистящие, нередко возникающие в речи детей позднее всех других. С другими звуками дело обстоит лучше. В основном можно говорить о следующих основных видах неправильного звукопроизношения, которые обозначаются терминами, названными от греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы [27] :
– фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называют cигматизмами, а фонематические – парасигматизмами (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук [С]);
– фонетические нарушения звуков [Л] и [Л’] имеют обозначение как ламбдацизмы, а фонематические – параламбдацизмы (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук [Л]);
– фонетические нарушения звуков [Р] и [Р’] определены как ротацизмы, а фонематические – параротацизмы (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук [Р])
– фонематические нарушения звука j названы йотацизмы, а фонематические-парайотацизмы (от названия греческой буквы йота, обозначающей звук [j]);
– фонетические нарушения заднеязычных звуков ([к], [г], [х]) обозначают как каппацизмы, а фонематические паракаппацизмы (от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук [К]).
Нарушения групп звонких и мягких звуков специальными терминами не определяют, их называют:
– дефекты озвончения ( взаимные замены парных звонких и глухих согласных: [б] на [п], [д] на [т], [г] на [к], [в] на [ф], [з] на [с], [ж] на [ш]);
– дефекты смягчения (взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных, например, [п] на [п’], [б] на [б’] и т. д.).
Следовательно, можно говорить о семи видах неправильного произношения звуков родного языка. Внутри каждой из названных групп существует более подробная классификация дефектов звукопроизношения, например, c игматизмы могут быть: межзубный, боковой, носовой и др. ; парасигматизмы – призубный, шипящий и др.
Нарушения звукопроизношения могут отличаться и по количеству нарушений звуков : если нарушается только один звук – то это мономорфное нарушение; в случае, когда нарушается несколько звуков – полиморфное.
Подразделяются также уровни неправильного звукопроизношения.
Первый уровень. Полная неспособность произнести звук. Ребенок не владеет его произношением самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторяет его по образцу. Например, «Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса, – с-с-с. Посвисти и ты так».
Второй уровень. Ребенок верно произносит звук изолированно (а иногда даже может сказать его в отдельных простых словах, но искажает или пропускает его во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.
Третий уровень. Ребенок может верно произносить звук отдельно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым обособленно. Чаще всего дети смешивают звуки [С] – [Ш], [З] – [Ж], [С’] – [Щ], [Ц] – [Ч], [Л] – [Р], [Б] – [П], [Д] – [Т], [Г] – [К]. Например, предложенную ребенку фразу «Бабушка сушила мокрое белье на веревке» он может произнести таким образом: «Бабушка СУСЫЛА мокрое белье на ВЕЛЕВКЕ» [43].
Логопед должен четко понимать уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит его дальнейшая работа: ставить звук (первый уровень, автоматизировать – постепенно вводить в речь (второй уровень, установить дифференциацию с другим звуком (третий уровень).
Из сказанного вытекает, что проявления нарушений звукопроизношения у детей различны. Имеется четыре вида нарушений звукопроизношения : отсутствие звука; искажение звука; замена звука; смешение звуков. Отсутствие звука в речи может быть выражено в его выпадении в начале слова или в конце. При искажении звука вместо верного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Звук может быть заменен и другим звуком, при этом замены могут быть самыми неожиданными. Смешение звуков – нарушение речи, которое проявляется в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи [35].
Неправильное произношение может прослеживаться в отношении любого согласного звука; особенно часто наблюдается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков : свистящих [с], [з], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], сонорных [р], [л]. Реже нарушаются те звуки, которые доступны по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка: [м], [н], [т], [п].
Несмотря на это, все виды нарушений звукопроизношения имеют свою структуру исправления.
Библиографический словарь
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников. Практическое пособие. / В. М. Акименко – Ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 143 с.
2. Аникеева Н. П. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон [Электронный ресурс] / Н. П. Аникеева. – Электрон. Текстовые данные. – Спб. : Питер, 2016. – 128 с. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/anikieieva-n-glavnoie-o-vospitanii-dietiei-monties.html.
3. Арбекова Н. Е. Карточки по лексической теме «Дикие животные» : Учеб. пособие / Н. Е. Арбекова. – М. : ГНОМ, 2012. – 48 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. И. Божович. – Электрон. текстовые данные. – Спб. : Питер, 2008. – 398 с. Режим доступа: https://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/.
5. Болтакова Н. И. Теоретические основы логопедии. Дислалия: Краткий конспект лекций [Электронный ресурс] / Н. И. Болтакова. – Электрон. текстовые данные. – Казань: Казанский федеральный университет, 2013. – 59 с.
6. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие. – Электрон. текстовые данные. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
7. Бурмистрова Л., Мороз В. Расскажи детям о деревьях. Карточки для занятий в детском саду и дома: Наглядно-дидактическое пособие / Л. Бурмистрова, В. Мороз. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 12 с.
8. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. – М. : АСТ, 2009. –
384 с.
9. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
10. Голованова Н. Ф. Педагогика [Электронный ресурс] : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ф. Голованова. – Электрон. текстовые данные. – М. : Академия, 2013. – 240 с.
11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов – М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. – 613 с.
12. Дудьев В. П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев – М. : ВЛАДОС, 2009. – 366 с.
13. Емельянова Э. Расскажи детям о домашних животных. Карточки для занятий в детском саду и дома: Наглядно-дидактическое пособие / Э. Емельянова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 12 с.
14. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 176 с.
15. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда: Учеб. пособие / О. Б. Иншакова. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 279 с.
16. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии: Артикуляционные превращения. Логопедическое пособие для родителей и педагогов / С. В. Ихсанова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2015. – 45 с.
17. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях: Учеб. пособие / Н. Г. Метельская. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
18. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 208 с.
19. Кирьянова Р. А. Игры со словами для развития речи [Электронный ресурс] : картотека игр для детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов, воспитателей и внимательных родителей / Р. А. Кирьянова – Электрон. текстовые данные. – Спб. : КАРО, 2010. – 176 с. – Режим доступа: https://magbook.net/book/37010.
20. Кольцова М. Н. Ребенок учится говорить / М. Н. Кольцова – Москва, 2009. – 218 с.
21. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И. Ю. Кондратенко – М. : Айрис – Пресс, 2016. – 64 с.
22. Краузе Е. Логопедия. / Е. Краузе – Спб. : Корона – Принт, 2017. – 208 с.
23. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева – Спб. : Литера, 2017. – 96 с.
24. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев – М. : ВЛАДОС,
2010. – 647 с.
25. Мороз В. Расскажи детям об овощах. Карточки для занятий в детском саду и дома: Наглядно-дидактическое пособие / В. Мороз. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 12 с.
26. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 460 с.
27. Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей [Электронный ресурс] / Л. Г. Парамонова – Электрон. текстовые данные – М. : Национальный книжный центр, 2018. – 272 с. Режим доступа: https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/38f/fragment_paramonova_zvuk.pdf.
28. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова – Спб. : Питер, 2009. – 416 с.
29. Парамонова Л. Г. Учимся говорить правильно / Л. Г. Парамонова – Спб. : Питер, 2014. – 50 с.
30. Поваляева М. А. Справочник логопеда. / М. А. Поваляева. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 446 с.
31. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное
руководство / М. А. Полякова. – М. : Т. Дмитриева, 2015. – 160 с.