Бобровская Олеся
Виды мышления и методы их обследования
▼ Скачать + Заказать документы
Методики изучения наглядно-действенного мышления
При недостаточном уровне развития наглядно-действенного мышления впоследствии ребенок может столкнуться с трудностями при обучении в школе, где перед ним встает задача планирования своей деятельности и предвидения ее результата.
Для успешного развития наглядно-действенного мышления необходимо использовать конструирование, лепку, всевозможные дидактические игры и упражнения, привлекать ребенка к ручному труду в практической жизни.
Складывание пирамидки.
Публикация «Виды мышления и методы их обследования» размещена в разделах
Цель: выявить уровень сформированности восприятия величины, цвета. Установить характер деятельности (адекватность и рациональность способа работы; самоконтроль, состояние моторики.
Возраст: средний возраст от 1.5- 5 лет
Оборудование: пирамидка с кольцами одного цвета и пирамидка с разноцветными кольцами
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к игрушке. Сразу понимают смысл задания и приступают к работе. С 4 лет дети собирают пирамидку с учетом величины колец, однако могут примеривать, прикладывать кольца с целью сравнения. К 5 годам дети пользуются способом зрительного соотнесения колец. Дети с задержкой психического развития выполняют задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками. Проявляют интерес и понимают смысл задания. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание. Дети умственно отсталые с 3-4 лет проявляют интерес к игрушке (пирамидке, но не к заданию. Чем тяжелее умственная отсталость, тем чаще наблюдаются манипулятивные и неадекватные действия с кольцами (ребенок их разбрасывает, стучит ими по столу). После 4 лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизыванию колец на стержень. В ходе работы теряют инструкцию, им необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция мало эффективна; требуется показ, совместное выполнение. Задание по аналогии (вторая пирамидка) вызывает те же трудности. Как правило, у этих детей наблюдается неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев. Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостаткахпсихического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.