Хисматуллина Лилия
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников 3–4 лет. Острый слух правильная речь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи дошкольников 3-4 лет. Острый слух правильная речь.»
Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития реи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи дошкольников 3–4 лет, Острый слух правильная речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развивающее слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи.
Известно, что дошкольник обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия. потеря слуха незначительна - на 15 - 25 ДБ (децибел) ниже нормы.
Часто у таких дошкольников при обычных обследованиях отоларингологи не отмечают слуховой патологии, потому что явные признаки расстройства у дошкольников отстутствуют. Однако такие дошкольники испытывают значительные трудности в восприятии окружающего мира.
Даже такое минимальное снижение слуха сужает возможности ребенка четко различать речевые и неречевые звуки, возникают затрудения восприятия многих согласных звуков, безударных окончаний слов на близком расстоянии (около уха, а на расстоянии 2 метров страдает различение более 1/3 согласных, произнесенных голосом обычной громкости.
Недоразвитие слуховых органов обуславливает недоразвитие внешней речи, которое проявляется в нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова, оформлениях фраз, также страдает слуховое внимание и слухоречевая память.
Существуют несколько причин, при которых возможно снижение слуховой функции :
- аденоиды 2 - 3 степени.
- перенесенные отиты;
- перекрытие слухового прохода серными пробками;
- хронические и аллергические риниты.
Наряду с медицинским обследованием, есть и вполне доступные педагогические методы обследования слуха. Проводить их надо в тихом помещении, длина которого должна быть не менее 6 метров. Но если дошкольника поставить к себе спиной, расстояние можно сократить до 3 метров.
Дошкольникам предлагается повторить хорошо знакомые слова, сначала обычной, разговорной громкостью, а затем - шепотной. Называются 2 группы слов - низкочастотные и высокочастотные.
1 группа (низкочастотные) :
Вова, дом, окно, муха, рыба, волк, дым, булка, кукла, утка.
2 группа (высокочастотные) :
Саша, часы, шишка, чай, спичка, чижик, зайчик, шишки.
Затем сравнивается расстояние, при котором ребенок безошибочно воспринимает и воспроизводит эти слова, с расстоянием, которое соответствует норме.
Как правило, дошкольники с минимальным снижением слуха различают шепотную речь с расстояния 3 - 4 метров (при норме 6 метров, если же ребенок стоит спиной и расстояние составляет 3 метра, то он будет различать шепот с еще более близкой дистанции. Подобные исследования проводите в виде игры с привлечением других членов семьи.
Что такое речевой слух?
Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи.
Речевой слух подразделяется на :
-фонематический слух – способность различать и воспроизводить звуки речи;
-физический слух – способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;
-звуковысотный слух – способность слышать, улавливать мелодику речи;
-тональный слух – способность слышать и воспроизводить изменения тембра голоса;
-ритмический слух – способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить её.
На первой стадии коррекции речевого слуха дошкольник должен научиться различать:
-далёкие между собой по звучанию звуки;
-близкие по звучанию звуки;
-узнавать звуки изолированно;
-узнавать звуки в слогах;
-узнавать звуки в словах.
Игры на развитие речевого слуха у дошкольников
«Улавливай шепот»
Развитие речевого слуха
Дошкольники сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилия) того, кто должен выполнить. Если дошкольник не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
«УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК»
Развитие речевого слуха
Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-либо из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадает, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто его назвал по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает дошкольникам разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дошкольники занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дошкольники идут по кругу и говорят:
«Мы немного порезвились,
по местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!»
Игра повторяется несколько раз.
«УЛИТОЧКА»
Развитие речевого слуха
Водящий (улиточка) становится в центре круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос спрашивает:
«Улиточка-улиточка,
высунь-ка рога,
дам тебе я сахару,
кусочек пирога,
угадай, кто я?»
тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиточкой.
«ЛЯГУШКА»
Развитие речевого слуха
Дошкольники СТОЯТ В КРУГУ, А ОДИН С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ СТОИТ ВНУТРИ КРУГА И ГОВОРИТ:
«Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала …»
Тот, на кого он указал в этот момент, говорит: «ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
«УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ»
Развитие речевого слух
Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (улавливаемым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные. Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым, усложняет упражнение.
«СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ»
Развитие речевого слуха
Необходимы мелкие различные предметы или игрушки.
Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (1-5, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильное действие – очко. Набравший большое количество очков – победитель.
«ГОРШОЧЕК»
Развитие речевого слуха
Дошкольники садятся в круг на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй может трогать мяч. Но если ему говорят6 «Горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном (или обоих коленях) по усмотрению водящего.