Наталья Пылаева
Виды, формы и этапы проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это, прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
В современном понимании проект - это увлекательная, поисково-познавательная творческая работа детей, а не просто их участие под руководством воспитателя.
Проекты классифицируются :
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
Публикация «Виды, формы и этапы проектной деятельности» размещена в разделах
г) по срокам реализации (краткосрочный, долгосрочный)
Проект будет длиться пока :
- у детей сохраняется интерес к выбранной теме;
- взрослым удается поддерживать интерес, пополняя среду, поддерживая тему новыми идеями и ресурсами.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов :
1. Исследовательский проект : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево-игровой проект с элементами творческих игр: дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему.
3. Творческий проект : оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. д.
4. Нормативный проект : по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: («Книга правил поведения ребенка в детском саду») и др.
5. Информационный проект : сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Виды проектов по количеству участников:
•Личностные (индивидуальные)
•Парные
•Групповые
Основные этапы проектной деятельности :
Поисковый:
•Определение темы проекта
•Постановка вопросов по проблеме
•Постановка цели
Аналитический:
•Анализ имеющейся информации
•Сбор и изучение новой информации
•Составление плана реализации проекта : пошаговое планирование работы
Практический:
• Выполнение запланированных технологических операций
• Текущий контроль качества
•Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию
Презентационный:
•Подготовка презентационных материалов
•Презентация работы
•Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация и т. д.)
Контрольный:
•Анализ результатов выполнения проекта
•Оценка качества выполнения проекта.
Формы продуктов проектной деятельности :
Альбом, газета, плакат, гербарий, журнал, коллекция, костюм, макет, наглядные пособия, книжка-раскладушка, реферат, сказка, справочник, сценарий праздника, учебное пособие, видеофильм, медиа - презентация, публикация, реклама, экскурсия, диалог исторических и литературных персонажей, поделка, фотоальбом, задачник и т. д.
Формы презентации проектов :
•Демонстрация презентации, макета, журнала, альбома.
•Защита реферата
•Сюжетно-ролевая игра или экскурсия
•Демонстрация учебного пособия и т. д.
Оформление проектной папки :
•Введение, в котором описывается актуальность и важность выбранных проблем для участников проекта
•Вся собранная и систематизированная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки
•Программа действий по проекту, промежуточные отчеты
•Результаты исследований
•Эскизы, чертежи, наброски продукта
•Материалы к презентации (сценарий, фото.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Т. о. проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Используя в своей работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подход к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.