Татьяна Беляева
Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.
Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Содержанием бесед является формирование представлений у дошкольников об окружающей жизни: о быте и труде людей, о событиях общественной жизни, о деятельности детей в детском саду.
Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом сведений, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Выделяют следующие группы тем для бесед с детьми :
1. Темы, отражающие явления общественной жизни: «»Наш детский сад», «Москва – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о труде людей и т. п.
2. Беседы на бытовые темы : Об игрушках, о школьных и умывальных принадлежностях, об одежде, о посуде, об использовании техники в домашнем труде и др.
3. Беседы на природоведческие темы: «Времена года», «Фрукты и овощи», «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние животные», «Комнатные растения», «Весна», «Осень» и т. д.
4. Беседы на литературную тематику: «О сказках», «С. Я. Маршак – детям», «Книги о животных», о художниках-иллюстраторах.
5. Беседы на морально-этические темы: о культуре поведения, «Будь хорошим товарищем», «О добрых делах и поступках».
По назначению беседы классифицируются на :
- вводные (предваряющие, цель которых – создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными;
- сопутствующие (сопровождающие). Цель таких бесед – поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления о слове;
- заключительные (итоговые, обобщающие, цель которых – уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей.