Елена Левина
Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию на тему «Весна» с использованием метода «синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием метода синквейн.
Образовательная область: «Речевое развитие. Развитие речи»
Тема: «Весна»
Группа : подготовительная группа
Образовательная область: речевое развитие
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию на тему „Весна“ с использованием метода „синквейн“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: развитие связной речи детей по теме «Весна» посредством составления синквейна с помощью схем-моделей.
Задачи:
- образовательные:
- Систематизировать и обобщить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны.
-продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы синквейна;
-формировать умение строить сложноподчиненные предложения, используя слова "потому что", "если", "когда";
-упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже;
- активизировать знания детей по теме "слова - предметы", "слова - признаки", "слова - действия";
- обогащать словарь словами: "признаки", «действия», «предложение».
-развивающие :
- развивать память, логическое мышление, слуховое восприятие; развивать
артикуляционный аппарат;
- развивать фонематический слух, развивать фантазию, творческое воображение детей;
- воспитательные:
- воспитывать интерес к созданию синквейна; любовь к природе.
- воспитывать самостоятельность, дружелюбие, взаимопонимания, доброжелательности.
Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие, физическое
развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материалы: письмо от королевы предложение; картинки с изображением королевы-предложение, слова-предмет, слова-признак, слова-действие; 2 конверта (красный, синий); силуэт солнышка, лучики по количеству детей; силуэты цветов по количеству детей; корзинка; графическая схема – модель составления синквейна; 3 картинки: ручей, подснежник, капели; кружки голубого, зелёного и белого цвета; 2-3 набора для составления синквейна, смайлики по количеству детей, буклеты для гостей «Синквейн»
Оборудование: проектор; аудиозапись «Звуки природы. Весна в лесу», «Автобус»,
Предварительная работа: Разучивание физкультминутки, загадок о весенних месяцах; рассматривание иллюстраций, беседы о весне; знакомство детей с технологией синквейна, с алгоритмом составления синквейна, совместное изготовление моделей (наглядность) для составления синквейна; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала; чтение и проговаривание пословиц, поговорок, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке,
Ход НОД:
1 Организационный компонент:
Игровая мотивация (2-3 мин)
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Вспомните, что говорят радушные хозяева, когда встречают гостей?
Дети. : - Здравствуйте!
Воспитатель. : - Молодцы! Вы очень вежливые ребята, потому что пожелали всем здоровья.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, мы поздоровались с гостями, подарили им хорошее настроение, а теперь поворачивайтесь ко мне.
Сегодня в наш детский сад для нашей группы пришло письмо. Давайте прочтем его, а прислала его Королева слов – Предложение. Живёт она в огромной стране, которая. называется Словоград.
- Ой, беда, беда, беда!
Разбежались весенние слова.
Без слов исчезнуть я могу,
Вам говорить не помогу.
Скорей слова вы отыщите
И в мою страну верните!
Сумеем мы их подружить,
Красиво будем говорить!
Я буду очень, очень ждать
Хочу скорее всех обнять.
Введение в тему :
Воспитатель: - Ребята вы хотели бы познакомиться с жителями Словограда.
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тем более, что сделать это не так уж и сложно.
Их найти можно везде,
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Жители Словограда это- слова.
И сегодня, ребята, мы не только поможем Предложению найти слова, но и вспомним, какие они бывают и за что отвечают? И узнаем, что получится, если слова подружатся?
Я предлагаю вам занять свои места в автобусе и отправиться в путешествие в Словоград. Вы готовы?
Дети: - Да
2 Содержательный компонент:
Воспитатель: - Путь нам предстоит неблизкий, но в игре время всегда пролетает быстро.
Дидактическая игра «Хорошо, плохо» (3 минуты)
Дети:
Весна -это хорошо, потому что растаял снег.
Весна-это хорошо, потому что, ярко светит солнце и становится тепло.
Весна-это хорошо, потому что набухают почки и распускаются листочки на деревьях.
Весна-это хорошо, потому что, просыпаются все насекомые.
Весна –это хорошо, потому что, появляется зеленая травка.
Воспитатель: - А когда весна– это плохо! Почему?
Дети:
Весна- это плохо, потому что часто идут дожди.
Весна-это плохо, потому что бывает много луж.
Весна- это плохо, потому что бывают тучи.
Воспитатель: - Молодцы! Но несмотря на это, мы всё равно очень любим весну.
Весной появляются подснежники, проталины, ярко светит солнце, набухают почки, прилетают перелетные птицы. просыпаются от зимней спячки дикие животные, медведь и ёж.
Закрепление понятия «слова-предметы».
Воспитатель: 1 остановка
Посмотрите, кто это нас встречает? Волшебные человечки, помощники Королевы.
Этот человечек слова - предмет, отвечает на вопросы Кто? и что?
Его друзья так развеселились, что перепутали все слова. Нужно помочь ему навести порядок.
- Ой, ребята, а куда же они исчезли?
Воспитатель: Вот озорники! Придётся вам самим решать, какие слова Кто и что, живой предмет или неживой.
Воспитатель: - Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?
Дети: - Что это?
Воспитатель: - А о живых?
Дети: - Кто это?
Дидактическая игры «Кто? Что?», «Живое - неживое». (3-5 мин)
(дети получают картинку-слово и кладут их в конверты КРАСНЫЙ – кто, СИНИЙ- что, называя предмет на картинке)
Например, подснежник (кто? живой, кладём в красный конверт, одуванчик, деревья, птицы, капель, проталины, лужа, почки, ручей, бабочка,
Воспитатель: - Молодцы, все слова-предметы на своём месте, и нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места в автобусе.
Физкультминутка. «Автобус» (1мин)
2 остановка
Закрепление понятия слова-признаки.
- Ребята, давайте познакомимся ещё с одним помощником Королевы – слов Предложением, представляю вам человечка, которого зовут слова – Признаки
Чтобы помочь нашей королеве нам предстоит попасть в весенний лес. Он сейчас, наверное, сказочно красивый и необыкновенно живой. Все ли готовы? Отправляемся! Но прежде я прошу вас закрыть глаза:
- Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В лесном царстве очутитесь!
- Ребята, мы с вами попали на лес, но посмотрите: солнышко не светит, лучиков нет, снег не растаял, цветочки не распустились, птицы не поют – здесь нет Весны.
- Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается. Нет у него горячих лучиков, не может оно согреть землю. Мы будем выполнять задания, и у солнышка будут появляться горячие лучи.
Дидактическая игра «Назови словечко» (5мин)
(силуэт солнышка может быть прикреплён к доске, в коробке лучики от солнца). Каждый из вас возьмет у меня по одному лучику и положит на солнышко, сказав о том, какая бывает весна? (например, день какой – теплый, весенний и т. д.)
Дети: теплый, ласковое, солнечная, зелёная, душистая, облачная, дождливый, цветущая, красивая, долгожданная, и т. д.
Воспитатель: - Как я задавала вопрос об этих предметы?
Дети: - Какой? Какая? Какое?
Воспитатель: - Какие слова помогли рассказать о предметах?
Дети: - Слова-признаки.
Посмотрите, как солнышко весело заиграло своими лучами. И поэтому еще сильнее стало пригревать. (Звучит аудиозапись «Звуки природы. Весна в лесу»)
Упражнение на дыхание
В любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный.
Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья.
Воспитатель: - Вы были очень внимательными и сообразительными!
Посмотрите сколько здесь красивых цветов, как они называются
Дети: - подснежники
Закрепление понятия слова-действия. Закрепление понятия - предложение
Воспитатель: -А нас уже ждёт третий человечек Действие. Этот человечек всегда что-то делает.
Дидактическая игра «Весенние чудеса в корзинке» (3-5 минут)
Человечек - действие предлагает нам наполнить нашу корзинку, в нее мы положим весенние приметы (подснежники). Вспомните, какие приметы весны вы знаете? Предложение начинаем со слова «Весной…», например, весной тает снег, а поможет вам в этом игра, в которую мы играли по дороге «Хорошо. Плохо». Дети поочередно называют приметы весны, кладут шарик в корзинку (появляются проталины, прилетают птицы, светит солнце, появляется травка и цветы, просыпаются животные, набухают почки, просыпаются насекомые)
Воспитатель: - Какой вопрос вы задавали к словам- действиям?
Дети: - Что делает?
Воспитатель: - Правильно. Как вы думаете, может королева слов Предложение обойтись без них?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Молодцы! Я предлагаю вам немного размяться, а какие- то слова нам помогут это сделать.
Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Воспитатель: - Какие слова помогли нам отдохнуть? (перечислить)
Дети: - Слова-действия.
Воспитатель: - Вот и мы приехали на полянку, на которой нас должна ждать королева слов – Предложение. Но почему- то её нет? какие слова мы собрали для Предложения?
Дети: - Слова - предметы, слова-действия, слова-признаки.
Воспитатель: - А вот и королева – Предложение. Посмотрите, какая она красивая!
Ребята, вы молодцы! Помогли Королеве предложение найти все слова и вернули их в Словоград. Вы рассказали о том, что слова могут дружить друг с другом и тогда получается предложение.
Воспитатель: (графическая схема – модель составления синквейна. на экране)
Расскажите нам, почему человечки выстроились таким странным образом.
Дети: Это схема – модель составления синквейна. Синквейн – это маленькое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк.
Воспитатель: Верно, это синквейн, он помогает рассказывать о любых предметах. У «синквейна» есть определенные правила:
1 строка- название предмета;
2 строка- слова-признаки;
3 строка- слова-действия;
4 строка- это предложение с данным словом;
5 строка- делаем вывод или обобщение.
Составление рассказа о весне по схеме-синквейн
Воспитатель: Спасибо вам, ребята. Попробуем составить наши стихотворения и прочесть их нашим гостям. Поскольку мы искали весенние слова, то и синквейн будем составлять о весне.
Весна.
Красивая, долгожданная.
Весна-прекрасное время года.
Пробуждение.
Воспитатель: У нас есть 3 картинки: ручей, подснежник, капель
Давайте разделимся на 3 команды, для этого нужно взять из коробочки разноцветные кружки. Дети, у которых кружки голубого цвета, будут составлять синквейн о ручейке; дети с зелеными кружочками-о подснежнике; с белыми кружочками-о капели.
(Дети самостоятельно составляют синквейны. Педагог оказывает нужную помощь. Команды рассказывают то, что у них получилось)
Примерные синквейны :
РУЧЕЙ
Веселый, звонкий
Бежит, шумит, извивается
Шумит веселый, звонкий ручеек.
Вода.
ПОДСНЕЖНИК
Красивый, нежный
Растет, пахнет, цветет
Весной появились первые красивые, нежные подснежники.
Цветок.
КАПЕЛЬ
Весенняя, звонкая
Капает, шумит, радует
Весенняя и звонкая капель напоминает о приходе весны.
Сосульки.
Вы отлично справились, но нам пора отправляться домой. Закрывайте глаза:
- Скажем дружно, раз, два, три
- В группу нас перенеси.
3. Заключительный компонент. Итог занятия. (2-3 минты)
Воспитатель: ребята, спасибо вам большое за занятие, за ваши замечательные стихи. А Королева Слов прислала нам еще одно письмо, сейчас я вам его прочитаю:
Дорогие ребята!
Спасибо вам большое,
Что вернули слова домой.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно делают
Речь нашу замечательной.
А я, Королева Слов, буду вам во всем помогать.
Воспитатель: Спасибо тебе Королева Слов.
Дети, вам понравилось выполнять задания с веселыми человечками? Что нового и интересного узнали вы на этом занятии? (ответы детей) Какие задания вам было легко выполнять? (ответы детей). А какие вам показались сложными? (ответы детей).
Воспитатель раздаёт детям смайлики, а для гостей подсказку, как составить синквейн (буклеты)
Воспитатель: - Давайте подарим свое хорошее настроение гостям и попрощаемся с ними.
Дети: До свидания.