Анна Томашевская
Открытое занятие «Введение в программу естественнонаучной направленности «Микромир»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу естественнонаучной направленности «Микромир»
Тип занятия : комбинированный.
Цель: сформировать представление о микромире и познакомить с устройством микроскопа.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с устройством микроскопа и его назначением;
- сформировать практические навыки работы с микроскопом, используя готовые микропрепараты;
Развивающие:
Публикация «Открытое занятие „Введение в программу естественнонаучной направленности „Микромир“» размещена в разделах
- развивать мыслительную деятельность детей, расширять кругозор и словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Оборудование:
- для педагога: компьютер, интерактивная доска или проектор, мультимедийная презентация;
-для обучающихся: ручка, карточка с заданием, микроскоп, бумажные салфетки, готовые микропрепараты.
Продолжительность занятия : 20 минут.
Методы обучения: словесный (беседа, рассказ, наглядный (показ презентации и демонстрация микроскопа, практический (работа с микроскопами и готовыми микропрепаратами, гимнастика для глаз).
План-конспект занятия :
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний (2 мин.)
3. Беседа об устройстве микроскопа (4 мин.)
4. Гимнастика для глаз (2 мин.)
5. Практическая работа (4 мин.)
6. Закрепление полученного результата (4 мин.)
7. Подведение итогов занятия (3 мин.)
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Анна Николаевна, я педагог дополнительного образования и работаю на станции юных натуралистов. Сегодня на занятии вас ждёт много интересных открытий, ведь вам предстоит познакомиться с работой одного из наших объединений – «Микромир».
2. Актуализация знаний
- Окружающий мир удивительно многообразен и многолик. Жизнь вокруг нас состоит из деталей, порой настолько маленьких, что мы вообще о них не думаем: почему мы не видим микробов на грязных руках, о которых твердят взрослые, из-за чего зеленеет вода летом в бассейне?
Что же представляет собой «микромир», как вы думаете, ребята?
(ответы детей)
- Микромир – это мир иного масштаба, о существовании которого большинство людей даже не подозревает. Это мир бактерий, вирусов, растений и животных (демонстрация слайдов).
Расширить свой кругозор, узнать много нового и интересного, взглянуть на обыденные вещи с иной стороны поможет специальный прибор для исследований. Может кто-то из вас знает, как он называется (ответы детей)
- Правильно, ребята, это микроскоп (слайд с микроскопом).
3. Беседа об устройстве микроскопа
- Слово «микроскоп» - это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Этот прибор является одним из важнейших инструментов ученых для познании окружающего мира.
На слайде изображен оптический микроскоп, который является наиболее популярным как среди любителей, так и профессионалов, так как с его помощью можно решить множество простых исследовательских задач.
Сейчас мы с вами проговорим названия всех частей микроскопа. Это вам поможет при проведении практической части нашего занятия.
(Педагог с помощью указки показывает на слайде части микроскопа и рассказывает про них, дети визуально соотносят эти части со своими микроскопами)
- Итак, прежде всего в микроскопе можно выделить оптическую и механическую части. К оптической части относится:
Объектив – важная часть микроскопа, потому чтов нем спрятана одна маленькая, но важная деталь – линза. Ее еще называют –увеличительное стекло. От линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Окуляр – это та часть микроскопа, которая прямо связана с глазами наблюдателя.
Осветитель – отвечает за поток света на исследуемый объект.
Диафрагма – регулирует силу светового потока, поступающего на исследуемый объект.
Механическая часть микроскопа состоит из таких важных деталей как:
Основание, оно обеспечивает устойчивость микроскопа во время работы. Именно на него крепится штатив, тубус, и другие детали микроскопа.
Штатив, он нужен для соединения и правильного расположения элементов прибора.
Тубус, он представляет собой трубку, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом.
Револьверное устройство – применяется для быстрой смены объективов.
Предметный столик – это то место, на котором размещается исследуемый объект или объекты.
Ручка настройки фокуса регулирует объект, и видимость его на предметном столике.
- Ребята, мы с вами познакомились с устройством микроскопа, но прежде, чем мы приступим к выполнению практической работы, проведем небольшую разминку для наших глаз.
4. Гимнастика для глаз
(Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги под ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.)
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» -
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так пару раз -
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят.
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы.
К ним ладошки приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами теплоот рук)
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать!
5. Практическая работа
- Перед началом практической части определим основные правила по технике безопасности во время работы с микроскопами.
1. Работать с микроскопами необходимо сидя, не крутиться за столом.
2. Установить микроскоп перед собой на расстоянии ладошки от края стола.
3. Держать предметное стекло с находящимся на нем препаратом за края и не трогать пальцами покровное стекло.
- Ребята, сегодня мы будем заниматься с готовыми микропрепаратами, которые представляют собой предметное стекло с расположенным на нём объектом, подготовленным для исследования под микроскопом. Для каждой пары будет свой микропрепарат.
Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами.
Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, используя регулировочные винты.
Рассмотрите исследуемый объект.
- Дети, давайте обсудим, что мы с вами сегодня рассмотрели (демонстрация слайдов микропрепаратов конечности и крыла пчелы, циклопа, дафнии и комара).
6. Закрепление полученного результата
- Теперь наша с вами задача еще раз повторить и записать части микроскопа на карточках (демонстрация слайда).
7. Подведение итогов занятия
- Ну что, ребята, убедились, что микроскоп открывает нам много интересного и неизведанного? (ответы детей)
- Что вы сегодня увидели на практическом занятии? Это вас удивило? (ответы детей)
- Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни. Микроскоп «вооружает» наш глаз, и даёт возможность увидеть всю эту красоту. На наших занятиях объединения «Микромир», дети сами учатся готовить временные микропрепараты, самостоятельно используя все необходимое оборудование, проявляют инициативу, предлагая для исследования те или иные объекты, тем самым открывая для себя что-то новое (демонстрация слайдов занятий объединения на станции).
Сегодня мы с вами познакомились с микроскопом, который показал нам удивительный мир! Мы с вами рассматривали готовые микропрепараты, а для того чтобы научиться изготавливать их самим, я приглашаю вас на СЮН в объединение «Микромир».
- Молодцы, ребята! Мы с вами прекрасно поработали! Всем спасибо!