Ирина Петрюк
Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность вопроса о том, зачем дошкольнику экономика, возникает не в первый раз, как перед педагогами, так и перед родителями. С одной стороны малышу трудно понять различные сложные экономические понятия, финансово-денежные отношения. Некоторые родители считают, что знания эти ребёнку абсолютно не нужны, т. к. в будущем они не видят в своём малыше финансиста или экономиста. С другой стороны, рассматривая данный вопрос, ребёнок с самого детства ходит с родителями по магазинам и видит товарно-денежные отношения воочию, знает, что мама и папа «зарабатывают денежки», что потом купить ему конфет или новую игрушку.
Публикация «Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОО» размещена в разделах
Подмечено, что в старшем дошкольном возрасте дети становятся более осознанными в своих поступках, они считают себя более взрослыми. В этот период старшие дошкольники уже могут строить своё поведение согласно сложившейся социальной ситуации, действовать осознанно и произвольно. С точки зрения психологии, у 5-6-летних дошкольников в этот период появляется способность ставить себя на место другого человека, понимать и осознавать свои поступки. Именно в это время необходимо знакомить с основами экономики. Так же можно отметить, исходя из личных наблюдений, у старших дошкольников появляется понятие «выгода», они остро реагируют на успех в чём-либо или неуспех. Часто можно наблюдать, как дети чем-то обмениваются или предлагают игрушку, но требуя взамен что-либо за предоставленную возможность поиграть. Например, сладости. За счёт того, что дети уже осознают свои и чужие поступки, в тоже время, они могут схитрить, обмануть, таким образом, поступая нечестно. И здесь нравственная составляющая очень тесно переплетается с экономическим развитием. Довольно часто можно наблюдать, как дети небрежно относятся к своим вещам, игрушкам, бросая их, пачкая. Они не осознают, что за это заплачены деньги, которые родители заработали своим трудом. Дети не знают цену деньгам, считая, что им порванную игрушку без проблем заменят новой. Детям необходимо объяснять ценность человеческого труда, говорить о том, нельзя быть только потребителем, а должна быть какая-то отдача. Дети должны знать, что любая профессия важна и нужна, даже дворника, а работа, выполняемая человеком, должна быть качественная, без допущения брака.
Большим подспорьем для ознакомления детей с азами финансовой грамотности в детском саду является оснащение развивающей предметно-пространственной среды по экономическому воспитанию. Задача воспитателя — преподнести дошкольникам элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Прежде всего необходимо организовать в групповой комнате уголок по финансовой грамотности, в котором можно поместить атрибутику для сюжетно-ролевых игр «Магазин/Супермаркет», «Ателье», «Сберкасса», «Рекламное агенство» и др. (касса (окошко, кассовый аппарат, бумажные деньги, монеты, калькулятор, сберкнижки, пластиковые карточки). Дети очень любят наглядность, поэтому можно оформить фотоальбомы по профессиям, а так же фотоальбом, где на фото изображены родители детей на своих рабочих местах. Т. к. дети бывают в магазинах, можно использовать скидочные буклеты из супермаркетов. Современные дети знают, что деньги в кошелёк попадают не из воздуха, а зачастую их снимают в банкомате. Такой банкомат можно сделать самостоятельно, привлекая с совместной деятельности родителей. Иногда дети приносят в детский сад монеты, которые дали им родители, порой не зная номинала. Поэтому, в подспорье, чтобы дети знали, можно сделать Музей денег, где будут находиться изображения российских монет и купюр, начиная со времён образования государства Российского, а так же подборка иностранных валют. Интересны для детей будут наглядные пособия «Денежная карта мира», «Бюджет моей семьи», «Товары и услуги». В качестве насыщения РППС используется множество настольно-печатных, дидактических игр («Разложи товар», «Сделай рекламу», «Где доходы» Где расходы?», «Дешевле-дороже», пазлов. Можно включить сюда так же медиатеку из презентаций и интерактивных игр. Большим подспорьем в работе будет подборка художественных произведений как отечественных, так и зарубежных авторов, народных сказок. Главное, чтобы красной нитью проходило значимость человеческого труда. Это могут быть такие произведения, как русская народная сказка «Хаврошечка», «Как старик корову продавал» С. Михалкова, «Федорино горе», «Муха-цокотуха» К. Чуковского, «Дудочка и кувшинчик В. Катаева и др. В ходе своей деятельности воспитателям необходимо в беседах разъяснять детям, что такое экономия воды, электроэнергии, для чего необходимо это делать и какой результат этой экономии.
Стремительно изменяющийся современный мир вызывает высокий темп изменений, накопление большого объема информации, которые побуждают людей к постоянному обучению и развитию, к необходимости обладать так называемыми компетенциями XXI века. В число востребованных и актуальных компетенций, которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации : Методические рекомендации /Автор-сост. О. В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
2. Стахович Л. В. Занимательные финансы «Играем вместе» / Л. В. Стахович, Е. В. Семенова, Л. Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М. : Вита – Пресс, 2019 – 40 с.
3. Тропинка в экономику: программа : методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А. Д. Шатова. — М. : Вентана-Граф, 2015. — 176 с. — (Тропинки)