Наталья Русова
Вечер развлечения «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Вечер-развлечения
«Путешествие в мир музыкальных инструментов»
Цель: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки. Актуализировать знания детей о музыкальных инструментах.
Задачи:
Темочки:
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Музыкальные инструменты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность;
познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах.
развивать зрительную память.
воспитывать настойчивость в достижении цели и самостоятельность.
Ход:
Дети заходят в зал, здороваются.
Муз. рук. : Я вновь рада вас видеть в музыкальном зале. Вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Мы сегодня отправимся с вами в путешествие. Хотите? (ответ детей). Вы все знаете, что поезда собираются в путь на станции, корабли поднимают паруса и уходят в море из гавани, самолеты снаряжаются в аэропорту. И мы с вами тоже тронемся в путь. И пойдем, и поедем, и поплывем, и полетим. Нашей с вами гаванью, станцией, аэропортом будет музыкальный зал. И я приглашаю вас в путешествие в мир музыкальных инструментов. Вот ваши места. Присаживайтесь.
(звучит фрагмент музыкальной записи, в котором звучат различные музыкальные инструменты)
Муз. рук. : Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?
дети перечисляют услышанные музыкальные инструменты.
Муз. рук. : Музыка не сразу стала такой, какой мы слышим ее сейчас. Многие тысячи лет прошли, прежде чем появились симфонии, сонаты, опера и балет, джаз, современные песни и рок музыка.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. (включаются фрагменты записи) Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, пение птиц
Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка.
В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал соединять их в определенном порядке, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов.
Все инструменты можно разделить на группы. Какие это группы? Назовите, пожалуйста.
Дети: ударные, медные духовые, деревянные духовые, струнно-смычковые и струнно-щипковые, клавишные, клавишно-духовые.
Муз. рук. : Как вы думаете, какой «музыкальный инструмент» самый старейший и в то же время до сих пор находится у каждого человека в буквальном смысле под рукой? (ответы) Это человеческий голос. А еще это были хлопки в ладоши, притопы. Это первые звуки, которыми человек сопровождал танцы и обряды.
(показ слайд-шоу «История музыкальных инструментов»)
(1 слайд)
Время шло и стали появляться музыкальные инструменты, которые человек делал из различных подручных материалов.
(2 слайд)
Делали погремушки из глины, из сушенных плодов, внутри которых были камешки или косточки. Из костей животных делали трещотки. А постукивание костью по скелету животных привело к изобретению металлофона. И, наконец, барабаны. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, религиозных обрядов, военных шествий и действий, таких, где была бы необходимость соблюдать ритм,
(3 слайд)
Из морских раковин, рогов животных получились отличные духовые инструменты.
(4 слайд)
На этом слайде мы видим духовые инструменты из кости животных с просверленными отверстиями из глины, тростника. Это ребята свирель или как ее по-другому называют флейта Пана. Музыканты подобрали несколько тростниковых дудочек по росту, связали их, склеили пчелиным воском и получилась свирель. Тростник стал предком и пастушьей свирели, и духовых инструментов современного оркестра.
(5 слайд)
Тетива охотничьего лука послужила прародительницей струнных - арфы, скрипки. Это старинные музыкальные инструменты гудок и гусли.
(6 слайд)
Когда-то бродячие музыканты с этими народными инструментами бродили по Руси, потешая публику озорными песнями, фокусами, плясками. И представьте себе, что существовали на свете музыкальные инструменты для богатых и для бедных. Была музыка улиц и площадей, народных гуляний и карнавалов; а была музыка роскошных дворцов и гостиных. Для нарядных клавесинов, лютней, виол, принадлежавших состоятельным и образованным горожанам, сочиняли музыку именитые композиторы. А на народных инструментах сами музыканты, которые даже нотной грамоты не знали. Они сами сочиняли для себя песни и наигрыши, сами мастерили себе инструменты и придумали новые способы игры на них.
Постепенно инструменты менялись, стали более современные. И даже в наше время люди всё ещё продолжают их изобретать.
(7, 8, 9, 10, 11 слайды)
Чтобы сейчас вживую увидеть и услышать в нашем зале современные музыкальные инструменты, нужно вам чуть постараться. Готовы?
Я предлагаю поиграть вам в игру:
«Собери музыкальный инструмент»
Дети собирают картинки и называют получившиеся инструменты.
Муз. рук. : Вы справились с заданием. Молодцы! Присаживайтесь, давайте продолжим путешествие.
А теперь закройте глаза и представим, что мы в большом концертном зале. (звучит классическая музыка) Мы надели лучшие костюмы, красивую обувь, сделали прическу, прихватили с собой маленький театральный бинокль и, конечно, не забыли купить букет цветов. Быть может, кто-то скажет: «Вы что, в гости собрались?» Конечно, в гости. к Музыке, в гости к Искусству. А в гостях принято вести себя культурно: отключить на концерте звук своего телефона, говорить шёпотом, чтобы не мешать соседям, а вкусную шоколадку съесть в антракте, то есть в перерыве.
И так у нас сегодня гости из музыкальной школы и историко-природоведческого музея.
Муз. рук. : Сейчас я вам представлю музыкальный инструмент! Он больше всех тех инструментов, которые мы сегодня услышим. Его имя фортепиано. В нем скрестились три рода музыкальных инструментов : род струнных, род клавишных и род ударных. Внутри фортепиано удивительный механизм: множество струн разной длины и толщины, по ним стучат деревянные молоточки разного размера, а чтобы молоточки пришли в движение, нужно нажать на клавиши.
Ax, какое множество клавиш! Здесь есть и белые, и чёрные. Фортепиано издаёт огромное количество звуков — от самых низких до самых высоких. Он может заменить целый оркестр!
Фортепиано появилось на свет в начале XVIII века в Италии в музыкальной мастерской Бартоломео Кристофори. Название означает «громко-тихо». И ведь он прав, фортепиано может изобразить тихий вздох, дуновение лёгкого ветерка, птичью трель, а потом зарокотать, как бушующее море, загреметь громогласным голосом. Хотите послушать, как звучит фортепиано?
Звучит фортепиано
Муз. рук. Гитара из рода струнных щипковых инструментов. Очень полюбили ее сначала в Испании и стали считать своим народным инструментом. Испанские кавалеры пели серенады под гитару для своих прекрасных дам. Гитара была почти в каждой испанской семье. Из Испании она переехала в Европу, в Америку, и скоро весь мир узнал и полюбил ее.
Сейчас гитара — один из самых распространённых инструментов. Любой эстрадный ансамбль начинается с нее. Туристы, отправляясь в поход, всегда берут с собой гитару: под неё так приятно поётся вечером у костра! А еще ее можно услышать в оркестре народных инструментов. Она хорошо звучит с балалайкой, баяном. А также в ансамбле с флейтой, скрипкой, альтом.
Звучит гитара.
Муз. рук. Саксофон - духовой музыкальный инструмент. Саксофон был назван в честь своего изобретателя - бельгийца Адольфа Сакса.
Корпус саксофона изготавливается из меди или её сплавов.
Сверху инструмент покрывается слоем серебра, золота или лака. Подушечки на клапанах делаются из кожи.
Звук из саксофона извлекается вдуванием воздуха в трубку и нажатием пальцев на клапаны. Саксофонист прикладывает мундштук к губам и посылает струю воздуха, одновременно, пальцами правой руки нажимая на клапаны.
Саксофон является одним из основных инструментов джазового оркестра. Применяется также в духовом, эстрадном и симфоническом оркестрах и как сольный инструмент.
Звучит саксофон
М. Р. - Аккордеон очень популярный инструмент во многих странах мира. Голос его красочный, напевный и величавый может звучать, как орган или даже целый оркестр. В Соединенных Штатах аккордеон поначалу называли «пианино на бретельках». Сейчас 75 000 американцев умеют играть на этом инструменте. В штате Калифорния даже имеется памятник аккордеону и аккордеонисту.
Звучит аккордеон.
М. Р. А сейчас работники музея расскажут нам небольшую историю про музыкальные инструменты.
Выступление музея.
М. Р. - БАЯН – это клавишный инструмент, у баяна много кнопочек и в правой и левой руке, но чтобы они заиграли, нужно растянуть меха… (показывает).
-А если не нажимать кнопки, то можно услышать, что баян «дышит», как человек! (показывает)
- Баяну подвластно многое - от простых народных песен, до шедевров мировой классики. Он пользуется большой популярностью в народе. Недаром баян называют - «душа русского народа».
Вам интересно как они извлекают звук?
Звучит баян.
Сказка «Чей голос лучше».
(На столике, накрытом легкой тканью лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т. д.) Музыкальный руководитель подходит к столику, снимает покрывало и начинает рассказывать.
- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.
-И они зазвенели… (Звон бокалов)
- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели.
(Бренчание маленькой ложечки в стакане)
- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла.
(Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т. д.)
- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест?- И он зашелестел. (Шуршание пакета)
-Разве это музыка? – Закричали бутылочки из по йогурта. Тебя же почти не слышно!
Вот как надо играть! – И они громко- громко зашумели…. (Бутылочки с крупой)
-А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)
- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас!- И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)
А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр! Где звучали самые лучшие голоса!
Не верите, ребята? Хотите послушать? А давайте мы попросим наших гостей сыграть на этих интересных инструментах. Посмотрите, что получится.
Игра на инструментах.
М. Р. Наши дети тоже умеют играть на музыкальных инструментах.
Это ложки. Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины
Игра на ложках.
М. Р. Наш концерт подошел к концу. Понравился концерт? Давайте поаплодируем нашим артистам. Наше путешествие заканчивается. Но давайте договоримся, что мы еще не раз вернемся в этот чудесный, увлекательный мир звуков, чтобы продолжить знакомство с музыкой и музыкантами.