Анастасия Афанасьева
Важность развития неречевого слуха у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слух- достаточно сложная система. Уши улавливают упругие волны колебаний в окружающей среде и передают их мозгу, который анализирует, запоминает, отличает разные звуки. Иными словами, слушаем мы ушами, а слышим мозгом. Слух тесно связан с речью, умением воспроизводить те или иные звуки, двигаться в такт музыке.
Неречевой слух- это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира. Неречевой слух позволяет уловить ритм слов, интонацию, высоту, тембр, определение источника и направления звука. С его помощью ребенок узнает знакомый голос, ориентируется в пространстве и познает мир. Он помогает определить, что и где упало, как далеко едет машина, какая погода за окном (ветер, дождь). Таким образом, от неречевого слуха зависит качество познания окружающего мира, развитие речи, взаимодействие с другими людьми, безопасность.
Публикация «Важность развития неречевого слуха у детей» размещена в разделах
Слуховое восприятие человека начинает формироваться с момента рождения. От различения примитивных, громких звуков ребенок постепенно переходит к дифференциации тональностей, фонем и звуков речи. Наиболее важный этап развития неречевого слуха приходится на первые 3 года жизни: Новорожденный слышит громкие звуки и реагирует на них вздрагиванием.
В 1–2 месяца ребенок пытается определить источник звука, поворачивает глаза и голову на шум. На 3–4-м месяце малыш дифференцирует разные по качеству звуки (рояль и колокольчик, а также однородные звуки различной громкости.
В 3–6 месяцев развивается способность различать интонации, а следом и выражать свои эмоции с помощью оттенков голоса. С 6 месяцев и до года ребенок воспринимает все более тонкие звуки окружающей среды (шорох пакета и шорох бумаги, улавливает ритм слова (часы – тити, карандаш – тататат). Он отличает голоса людей и реагирует на них различным образом.
В 1 год ребенок накапливает свои представления о предметах и их звучании. Он узнает и запоминает, как лает собака, как падает его любимая игрушка. Малыш начинает понимать родную речь, но все слова и фразы слышит все еще недостаточно расчленено.
На 2–3-м году жизни активно формируется речевой слух. Ребенок дифференцирует разные звуки в слове, звуковой состав слова.
К концу 3-го года он уже знает все звуки, но пока воспроизвести их не может в силу неразвитости артикуляционного аппарата. К примеру, дошкольник без проблем отличит фальшь, если взрослый произнесет «каландаш» вместо «карандаш», хотя сам еще не выговаривает «р».
В дальнейшем неречевой и речевой слух совершенствуются путем многократного повторения и проговаривания звуков и слов.
Слуховое восприятие активно развивается с младенчества, и важнейшая задача родителей проследить, чтобы все шло своим чередом. В случае отклонений от нормы ребенку следует помочь развить неречевой слух с помощью игровых упражнений
Игры и игровые упражнения:
«Послушаем звуки»
Игра может проводиться на прогулке и дома. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, – собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.
Дома можно прислушаться к тиканью часов, звуку пылесоса, стиральной машины, кипению чайника, бульканью супа, шипению котлеты на сковороде, звону посуды, шуму текущей из крана воды и др.
После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит) одновременно, нужно предложить определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух). Можно устроить соревнование: «Кто больше звуков услышит?».
«В мире звуков»
Взрослый сам издаёт звуки с помощью звучащих игрушек и других предметов, предлагает ребёнку их послушать, а затем самостоятельно их воспроизвести.
Для игры могут понадобиться различные предметы: бумага, полиэтиленовый пакет, книги, карандаши, палочки, камешки, ложки, кубики, мяч и другие игрушки.
Также стоит привлечь внимание и к звучащим игрушкам (гремящим, пищащим). Затем ребёнок может сам воспроизвести звуки с помощью этих предметов.
«Хитрый карандашик»
Взрослый ставит перед ребё нком несколько предметов из разных материалов: металлическую коробку, стеклянную банку, пластмассовый стаканчик, картонную коробку, деревянную шкатулку. При постукивании карандашом об эти предметы можно услышать разные звуки. Вначале взрослый даёт возможность ребёнку запомнить эти звуки, неоднократно воспроизводя их. После этого можно предложить ребёнку угадать, что звучит. Рекомендуется начать упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются и другие варианты звучаний.
«Игра с бумагой»
Взрослый показывает ребёнку разные действия с бумагой, привлекая внимание к издаваемым звукам: мнёт, рвёт, режет ножницами. После этого взрослый выполняет эти действия за ширмой, а ребёнок угадывает. Далее можно добавить дополнительные действия с бумагой: разглаживание смятой бумаги на столе, складывание.
«Занимательные коробочки (баночки)»
1 вариант: Для игры понадобятся одинаковые пластмассовые или металлические баночки или коробочки. Подойдут яйца от киндер-сюрпризов. В них помещаются разные сыпучие продукты или мелкие предметы (фасоль, горох, гречневая, манная, овсяная крупы, скрепки, мелкие камешки и др.). Ребёнку предлагается послушать звучание коробочек при их встряхивании. Затем, встряхивая коробочки, взрослый просит угадать, что в ней. Звуковые отличия могут быть незначительными для детей, поэтому количество баночек вначале ограничивается тремя, после чего постепенно увеличивается.
2 вариант: Баночки (коробочки) наполняются разным количеством мелких предметов. Например, в одну баночку помещается одно зёрнышко фасоли, во вторую – два или три, третью банку наполовину заполняют фасолью, а четвёртую – полностью. Сначала ребёнок запоминает звучание всех баночек, а потом угадывает их.
3 вариант: Разные баночки или бутылочки (можно использовать флаконы в виде игрушек от детских шампуней) наполняются разными сыпучими веществами. Ребёнок запоминает звучание, а потом угадывает игрушку.
«Подбери пару по звучанию»
Для этой игры понадобится несколько пар ёмкостей, одинаковых по звучанию (яйца от киндер-сюрпризов, коробочки, баночки и т. д.). Начать, конечно же, нужно с небольшого количества пар (с двух или трёх). Затем, постепенно, количество пар увеличивается. Взрослый сначала показывает ребёнку, как играть в эту игру. Он встряхивает ёмкости, прислушиваясь к их звучанию, и ставит попарно те, которые гремят одинаково. Затем взрослый перемешивает коробочки и предлагает ребёнку самостоятельно подобрать пары по звуку.
«Разложи по порядку» или «Что сначала, что потом?»
У взрослого несколько звучащих предметов. Их количество сначала небольшое (2-3). Взрослый знакомит ребёнка со звучанием предметов, предлагает ребёнку самому извлечь звуки. После этого взрослый издаёт звуки в определённой последовательности, и сначала на глазах у ребёнка. Задача ребёнка – вспомнить, какой предмет звучал сначала, какой потом и т. д. и разложить предметы в нужной последовательности. При этом ребёнок может воспроизводить звучание.
Усложнением игры является извлечение взрослым звуков без визуального контроля ребёнка и увеличение их количества.
«Внимательные глазки, внимательные ушки»
Ребенок рассматривает хорошо знакомые ему предметы: ножницы, карандаш, чашка с водой, бумага, пустая чашка. Взрослый объясняет, что только по слуху ему предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях возможно полнее. Предметы закрываются ширмой. За ширмой взрослый переливает воду из одной чашки в другую, водит карандашом по бумаге, рвет ее, мнет, режет ножницами бумагу, стучит ножницами о чашку, карандашом. После каждого действия ребенок рассказывает, что он слышал. При трудностях звучание повторяется со зрительной опорой.
Игры из цикла «Действуй по сигналу» В этих играх дети учатся дифференцировать звуки по способу их воспроизведения, громкости, темпу звучания, и выполнять различные действия в соответствии с услышанным.
«Солнышко и дождик»
Взрослый сообщает ребёнку, что светит солнышко, и сейчас он пойдёт на прогулку и в это время звенит бубном. Ребёнок гуляет. После этого взрослый говорит, что погода испортилась, пошёл дождик, и начинает стучать в бубен. Ребёнок должен подбежать к взрослому, т. е., спрятаться от дождя. Взрослый объясняет ребёнку, что он должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
«Сильный и слабый дождь»
Взрослый предлагает ребёнку на громкие удары бубна или барабана шагать, а на тихие – прыгать.
«Найди игрушку»
Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе ребёнок подходит к игрушке, тем сильнее, громче хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем слабее, тише хлопки взрослого.
Узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха и поэтому очень важно это сделать в свое время. Тем самым подготовив ребенка к более сложным речевым навыкам.
Источник:
https://afanasieva-zlatdou62.educhel.ru/articles/post/2846855
https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/nerechevoy-sluh
https://pandia.ru/text/80/626/76131.php