Литвиненко Алена Федоровна
Консультация для родителей «Важно ли быть внимательным»
1. Понятие внимания и его важность в развитии ребенка
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Публикация «Консультация для родителей „Важно ли быть внимательным“» размещена в разделах
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания - послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических явлений.
Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, можно узнать, какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, но, кроме того, можно определить и уровень развития свойств внимания.
По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.
Устойчивость внимания - это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.
Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Противоположное качество - рассеянность.
Распределение внимания - это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания - это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сосредоточение, устойчивость, переключение, распределение - это положительные свойства внимания.
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость - отрицательные свойства.
Положительные свойства внимания сочетаются с такими особенностями мимики, как спокойствие, сосредоточение и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность движений, жестов, немногословность, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания коррелируют с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, эмоциями удивления, неуверенности, тревожности.
Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5 - 7 единиц информации.
2. Развитие внимания
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Для развития произвольного внимания большое значение имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со все большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Следовательно, игры ребенка, особенно с участием взрослого, являются важнейшим условием развития произвольного внимания ребенка.
Для поддержания устойчивого произвольного внимания старшего дошкольника необходимы следующие условия:
1. Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
2. Привычные условия для игровой деятельности. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если сам процесс игры ребёнку интересен, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
3. Существование устойчивого интереса к процессу и результату игровой деятельности;
4. Создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания при выполнении игровых действий, но даже и усиливают его;
5. Тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.
Игры на умение концентрировать внимание
Игры с карточками
«Хитрые числа»
Вариант 1
Для игры потребуется 20 карточек, на которых нужно написать числа от 1 до 20. Участвуют 2 человека, например взрослый и ребенок. Карточки перемешиваются, половина выдается ребенку, который раскладывает их перед собой в произвольном порядке. Взрослый выкладывает перед ребенком одну из своих карточек. Увидев на ней число, ребенок должен выбрать из своих карточек карточку с ближайшим числом в порядке возрастания или в порядке убывания (об этом надо договориться заранее) и положить сверху. Если у него есть и следующее по порядку число, то он положит еще одну карточку и т. д. Затем взрослый выкладывает вторую карточку. Ребенок выполняет то же задание. Игра продолжается, пока у кого-нибудь из участников не закончатся карточки.
Вариант 2
Для игры вам потребуются те же 20 карточек с числами. Карточки перемешиваются и выкладываются перед ребенком квадратом по 3 в 3 ряда, то есть используются 9 произвольно выбранных карточек из 20. Ребенок должен переложить карточки так, чтобы числа стояли в порядке возрастания (или убывания, начиная от левого верхнего угла.
По мере занятий с карточками производится усложнение заданий: может использоваться большее их количество, ограничивается время на выполнение задания.
«Друг за другом»
Для игры вам потребуется набор карточек со всеми буквами алфавита.
Разложите карточки перед ребенком. При этом некоторые буквы положите не в алфавитном порядке. Ребенок должен внимательно посмотреть на карточки и поменять их местами так, чтобы восстановить алфавитный порядок. Начинать занятия можно с 3—4 неправильно расположенных карточек. Впоследствии задания усложняются, количество необходимых перемещений увеличивается.
Умение концентрировать внимание хорошо тренируется при проведении игры на точное копирование исходного образца. Лучше использовать для этого буквенный материал, это поможет ребенку безошибочно выполнять задания по русскому языку.
«Найди отличия»
Для игры вам потребуются парные карточки (см. образец ниже). Сравнивая карточки, ребенок должен найти указанное количество отличий в знаках.
Вариант 1
Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.
Вариант 2
Рассмотри внимательно и найди 5 отличий.
Вариант 3
Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.
Вариант 4
Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.
Игры на концентрацию и переключение внимания
Для тренировки концентрации и переключения внимания очень полезно периодически играть в «Шифровку». Для старших дошкольников подходят простые варианты «Шифровки» с ключами. Ребенку очень важно научиться переключать внимание с одного объекта на другой. Это поможет избежать ошибок при выполнении различных заданий на уроках в школе: от списывания с доски до решения примеров по математике.
«Шифровка» с ключами»
Для игры вам потребуются карточки с шифровальными ключами, которые представляют собой соответствие букв цифрам, например: А — 1.
Используются цифры от 0 до 9, то есть можно закодировать 10 букв, из которых и должны состоять слова. Вы даете ребенку задание зашифровать слова, воспользовавшись ключом. Самые простые варианты содержат короткие слова и несложные ключи. Эти варианты используются на начальных этапах занятий с первоклассниками. На листке бумаги вы пишете в столбик слова, отдаете его ребенку и предлагаете рядом с каждым словом написать его тайный шифр.
Вариант 1
А Д Ж Б С Р У К Н Л
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
бас — 304; жаба — 2030; ажур — 0265; жара — 2050; лужа — 9620
банка - 30870; служба - 496230; дружба - 156230
Вариант 2
Р С и Т А Е К П Б Ч
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
река — 0564; писк — 7216; печь — 7598; тапки — 34762; кисть -62138
персик — 750126; печать — 759438; кирпич — 620729
Вариант 3
К В А Р Т У Ё О П Д
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
торт — 4734; труд — 4359; трава — 43212; рукав — 35021; товар - 47123
корова — 073712; ворота — 173742; поворот — 8717374
отвёртка — 74163402; подкова — 8790712; квадрат — 0129324
Игры на концентрацию и распределение внимания
После того как ребенок станет уверенно справляться с заданиями на концентрацию внимания, необходимо начать тренировать умение распределять внимание. Для этого мы приводим ниже игры, которые на усложненных уровнях дают такую возможность. Уметь распределять внимание очень важно при выполнении таких работ, как диктант, когда нужно и слушать учителя, и писать, и вспоминать правила, и применять их. Мы предлагаем игры на развитие и зрительного («Поиграем в корректора», и слухового внимания («Веселый лес»).
«Поиграем в корректора»
Для игры потребуются старые журналы или книги с крупным шрифтом.
На выполнение задания следует отводить не более 5 минут. Ребенку выдается текст, взрослый говорит: «В тексте необходимо вычеркнуть все буквы „О"». Затем работа «корректора» проверяется.
Игра в корректора — это систематическая тренировка внимания. На последующих этапах она проводится с постепенным усложнением заданий. Например, ведущий просит букву «О» зачеркивать, а букву «И» — подчеркивать. В процессе выполнения задания может быть дана команда «Наоборот!». При работе с текстом может предлагаться и большее количество заданий, в зависимости от того, насколько легко ребенок с ними справляется. Таким образом, будет происходить тренировка и концентрации внимания, и умения его переключать и распределять.
«Веселый лес»
Для игры вам потребуются тексты из 8—10 предложений, в которых некоторые слова повторяются.
Мы предлагаем несколько вариантов текстов, объединенных темой «Веселый лес». В дальнейшем вы можете самостоятельно придумать тексты на эту тему и продолжить занятия с ребенком. Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок должен хлопком в ладоши отмечать определенное слово или однокоренные ему слова. Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте, а на двух: первое из заданных слов он будет отмечать одним хлопком в ладоши, а второе — двумя. В текстах эти слова выделены.
Вариант 1
Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «зеленый» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «листья» и однокоренные.)
Веселый лес находится не так уж далеко от нашего дома. Прогулки туда всегда были интересными. Приближаясь, мы сразу попадаем в настоящую зеленую сказку. Вот старый пень кряхтит, вспоминая молодость, когда он был зеленым юнцом. Только что мимо него пробежал Ежик, но не нашел ничего полезного. Ему нужны были свежие зеленые листья, и он поскорее потопал к веселым березкам, которые зеленели на другом краю веселого леса. «Да, их листочки пахнут свежестью!» — сказал Ежик неизвестно кому и стал собирать опавшие листья. Через некоторое время он собрал целых! букет. «Теперь я могу вручить этот зеленый подарок Белочке на день рождения!» — воскликнул Ежик.
Вариант 2
Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «веселый» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «птица» и однокоренные.)
Настоящее веселье началось в лесу после обеда, когда все его обитатели уже проснулись. Вот веселые птички вспорхнули со старого дуба. Солнце напекло им головы и помешало рассказывать друг другу и всем вокруг последние новости. Они решили полететь к прохладному и такому же веселому ручью и там обсудить события. «Ай-ай-ай! — щебетали они. — Вчера у Белочки был праздник». Самая веселая из птичек заливисто рассмеялась: «Гости так плясали, что Елка рассердилась и скинула их вниз со своей лапы». «А больше всех веселился Дятел. Он выстукивал такую бойкую дробь, что слышно было на самом краю леса!» — рассказала старая глуховатая птица, которая как раз и обитала на дальней опушке. Очень веселый получился день рождения у Белочки.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.
2. Крайг Г. Психология развития. - Спб. : Питер, 2001.
3. Мухина В. С. Детская психология. - М. : Апрель Пресс, 2000.
4. Немов Р. С. Психология: Учебник для высших педагогических заведений. -М. : Владос 2001.