Татьяна Суслова
Вариативные формы введения ФГОС для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «Чкаловская школа – интернат»
Доклад
На методическое объединение учителей начальных классов
Тема:
«Вариативные формы обеспечения начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках внедрения ФГОС».
Выполнил:
Учитель начальных классов
Суслова Т. С.
г. Чкаловск
2016 г.
«Не начинай обучать того, кто не подготовлен к обучению»
Ян Амос Каменский
Публикация «Вариативные формы введения ФГОС для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
(слайд 1) Чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики говорил: «Не начинай обучать того, кто не подготовлен к обучению».
(слайд 2) На сегодняшний день одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос
заказ общества на инклюзивное образование.
В современной государственной политике в области образования декларируются следующие принципы: гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на реализацию личностного потенциала. Предметом особого внимания является практическое воплощение одного из ведущих принципов – принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
(слайд 3) 19 декабря 2014 г. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому в настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте предусмотрена программа коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта, направленная на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
(слайд 4) В соответствии с этим в МКСКОУ СКОШИ VIII вида активизировалась инициатива и творческий настрой, идет поиск нового содержания, новых методик, новых организационных форм воспитания и обучения. Использование широкого списка педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться положительных результатов у учащихся.
(слайд 5) Для каждого ученика в начале учебного года разрабатывается индивидуальный маршрут обучения, который утверждается на школьном ПМП (к). Согласно индивидуальному маршруту обучения учебный материал подбирается для каждого ребенка индивидуально.
Все дети в классе на основании данных диагностики, проводимой педагогом, делятся на несколько групп по способностям и степени обучаемости.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Группы меняются, в зависимости от предмета. На уроках использую индивидуальные, парные, групповые формы работы.
(слайд 6) Разноуровневое обучение. Цель данного подхода в обучении – это создание благоприятного психического развития каждого ученика в классе. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода при работе в классе я использую во всех видах и формах организации учебной деятельности. Будь то фронтальная, самостоятельная, домашняя работа, объяснение или закрепление нового материала.
Примеры заданий на уроке чтения и развития речи:
1. Прочитайте таблицы
- самостоятельно
- 1 строчку сверху
- 2 столбик слева
- 3 столбик справа
- 2 строчка сверху
за да ра ша ва са га па
зе де ре ше ве се ге пе
зо до ро шо во со го по
зу ду ру шу ву су гу пу
2. При изучении биографии писателя.
Прочитайте об авторе.
1 группа
Обычный текст.
Русский писатель. Родился в Москве. Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым, кондуктором, рабочим, рыбаком. Написал рассказы для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательными, быть добрыми, честными.
2 группа
Текст, разделенный на предложения. Одно предложение в одном абзаце.
Русский писатель.
Родился в Москве.
Паустовский переменил много профессий:
он был вожатым, кондуктором, рабочим, рыбаком.
Написал рассказы для детей и несколько сказок.
Они учат любить родную природу, быть наблюдательными, быть добрыми, честными.
3 группа.
Все слова в тексте разделены на слоги.
Рус-ский пи-са-тель. Ро-дил-ся в Моск-ве.
Па-ус-тов-ский пе-ре-ме-нил мно-го про-фес-сий: он был во-жа-тым, кон-дук-то-ром, ра-бо-чим, ры-баком.
На-пи-сал рас-ска-зы для де-тей и нес-коль-ко ска-зок.
Они учат лю-бить род-ную при-ро-ду, быть наб-лю-да-тель-ны-ми, быть доб-ры-ми, чест-ны-ми.
Чтение предложений. (С заданиями)
- с изменением силы голоса (громко, тихо)
- с изменением темпа чтения (быстро, медленно)
- с изменением интонации (радостно, сердито, печально)
Задание:
- Найдите в тексте слова, которые обозначают имена собственные.
- Найдите и прочитайте предложение с восклицательным знаком.
- Найдите в тексте самое большое слово, найдите слово, в котором два, три, черыре слога.
- Найдите в тексте слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
На уроках чтения ученикам предлагаются различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дается.
В этом случае я использую иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат некоторый текст с пропущенными словами. Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ.
На уроке математики во время устного счёта дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях.
Урок начинаю с вопросов:
Вопросы адресованы каждому ученику индивидуально.
К какому уроку приготовились?
Какой он по счету?
Какое сегодня число?
Какой месяц?
Какой по счету месяц в году?
Какой он по счету в ряду весенних, осенних, зимних месяцев, это в зависимости от сезона?
Покажите на правой руке, сегодняшнее число, на левой - месяц.
2 февраля, 3 марта, 4 апреля, 5 мая.
Задания – шифровки: предлагается числовой ряд
10, 7, 12, 9, 6, 11, 13, 4, 15, 2, 3, 8, 5, 14, 17, 19
Задание:
3 группа - выписывают в тетрадь по порядку четные числа,
2 группа - выписывают в тетрадь по порядку нечетные числа
3 группа - выписывают в тетрадь по порядку четные и нечетные числа.
Код разгадка:
11 15 10 3 7 12 6 13 4 2 8 14 5 19 9 17
ч т в а в ы п и о л н и н е ы и
Получатся тема урока или задание для класса.
Например, устный счет на уроке счета может быть ярким и увлекательным. Это и веселые стихи, для каждого ученика подбирается свое стихотворение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в своих знаниях. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обучения.
(слайд 7) Технология использования в обучении игровых методов. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим встаёт необходимость в новых эффективных методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Игра «Накорми зверей в зоопарке», где разбирается по составу число «6». Сторож кормит обезьян: сначала дал 5 бананов (ставлю рисунок с пятью бананами); затем еще 1 банан (ставлю рисунок с одним бананом). Таким образом, 5 + 1 = 6. Дети «записывают» у себя данную задачу на столе с помощью цифр.
Важно научить детей на занятиях по математике ориентироваться на листе бумаги, для этого использую рисование цветными карандашами, которое имеет коррекционную направленность. Например, даю детям листок, расчерченный на квадраты, и предлагаю нарисовать в правом верхнем углу цветок, в левом нижнем – домик и так далее.
На уроках русского языка:
Игра “Найди пару”
К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:
алфавит аккуратный
чистый кавалерия
конница озорник
шалун азбука
Игра “Найди слова в картине”
Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.
Игра “Убежали гласные”
Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.
Это способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию обще-учебных умений и навыков.
(слайд 8) Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим ученика в активную умственную деятельность.
Так, например, при изучении темы «Большая буква в именах, фамилиях, отчествах» урок можно начать с игры «Отгадай» : Петя хотел подписать свою тетрадь и написал фамилию слайд 18 «иванов», имя вывел «петя» и задумался. Отгадайте, почему задумался Петя?
Устное задание:
-Кто из вас любит кашу? Какую?
Составьте предложения по схеме:
1 группа: Я люблю кашу с …и ….
2 группа: Я люблю кашу с ….
3 группа: Я люблю … кашу
(слайд 9) Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубже вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения. Это важно для определения индивидуального развития каждого школьника. Для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи, способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения, гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися. Учитель для учащихся является: организатором деятельности; аккумулятором информации; координатором усилий; прогнозистом диагностиком.
Ученики 8 вида не могут усвоить содержание, потому что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую нужно разрешить. Они не продумывают задачу, а запоминают со слов учителя, что нужно сделать. Необходимо помочь детям уяснить задачу, а затем определить исходные данные, которые обеспечивают поиск решения. Для решения задач используем алгоритм рассуждения.
Уроки должны быть оснащены техническими средствами обучения; дидактическими материалами (таблицами, иллюстрациями, тестами, схемами, алгоритмами рассуждений, перфокартами и т. п.). Из необходимости формирования у учащихся общих методов мышления и деятельности через формирование общих способов подхода к любой задаче, вытекает потребность применения алгоритмического обучения, так как алгоритм является одним из видов общих методов деятельности вообще, а не только деятельности умственной
Алгоритмический подход - это обучение учащихся какому-либо общему методу решения посредством алгоритма, выражающего этот метод
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью алгоритмам должно строиться с учё том следующих принципов:
а) создание у учащихся ориентировочной основы его применения;
б) осуществление алгоритмизации на основе приёмов, раскрывающих их происхождение;
в) алгоритмическая линия должна пронизывать весь процесс обучения математике в школе;
Алгоритм решения задач.
1. Внимательно читаем задачу 2 раза.
2. Думаем о чём задача.
3. Чертим схему.
4. Находим главные слова и отмечаем их на схеме.
5. «Одеваем» схему, читая задачу по частям.
6. Комментируя, показываем на схеме то, что известно и то, что неизвестно (часть, целое.)
7. Находим неизвестную часть или неизвестное целое по правилу.
8. Записываем решение, пояснение к задаче.
9. Записываем ответ задачи.
(слайд 10) Обучение в сотрудничестве. Под сотрудничеством понимается идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
(слайд 11) Здоровье сберегающие технологии. Является одной из самых актуальных в наше время, так как известно, что большинство детей в школу приходят с плохим здоровьем. Основная цель этой технологии – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Детям нужно прививать здоровый образ жизни: проведение специальных уроков, привлечение к поддержанию санитарного состояния класса, проведение профилактики травматизма, организация конкурсов рисунков на темы здорового образа жизни и т. д. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, нормативно применять технические средства обучения, что дает положительные результаты в обучении. На уроках для повышения умственной работоспособности детей, и для предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Важно вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться и успеть переключить его до того, как он начнет отвлекаться или замкнется. Если это происходит, то нарушается эмоциональная атмосфера урока, падает его результативность.
Опыт работы с детьми показывает, что учащиеся обычно активнее воспринимают и усваивают материал, имеющий яркую эмоциональную окрашенность и привлекательную наглядную представленность.
(слайд 12) Система инновационной оценки «портфолио». Формирование персонифицированного учета достижений ученика, определение направления индивидуального развития личности.
(слайд 13) Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Учителю, который стремится к творческому и профессиональному росту не составит труда обогатить свой урок, используя различные педагогические технологии. Их нельзя строго разграничивать. Они чаще всего используются комплексно. Современный учитель должен умело пользоваться ими. Этого требует современный уклад нашей жизни.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
(слайд 14) Спасибо за внимание.