Чистова Марина
Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы
Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы
Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Сегодня существует социальный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Общепризнанным является тот факт, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.
Публикация «Вариативная часть к рабочей программе воспитателя группы» размещена в разделах
Одним из эффективных средств развития речи детей среднего дошкольного возраста является фольклор – устное народное творчество. Это связано с тем, что в связи с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность дошкольной организации ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственные, индивидуальные особенности и интересы, поэтому актуальными целями деятельности воспитателя является активизация, пробуждения интереса к произведениям устного народного творчества – прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре. От педагога требуется, чтобы он хорошо знал и умел использовать воспитательно-развивающий потенциал устного народного творчества в целях развития речи воспитанников.
Устное народное творчество выступает эффективным средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь»
Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Для развития речи детей среднего дошкольного возраста используют разные жанры малого фольклора.
Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры.
Загадки способствуют формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.
Скороговорки – малая форма фольклора, которая используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в произношении. Новую скороговорку сначала воспитатель произносила наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя звуки, которые представляют трудность для детей.
Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и монологической речи детей среднего дошкольного возраста.
С помощью народных песен развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Нельзя обойти вниманием и народные игры. Они являются национальным богатством, и очень важно сделать их достоянием детей. Народная игра это спутник жизни ребёнка и радостных эмоций. Играя, ребёнок усваивает понятие о чести, смелости, развивает силу, стремление к победе, ловкость, волю. Часто игры сопровождаются любимыми считалками, потешками. Народная игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство с физическим совершенством.
Если провести всю эту работу с детьми, то у них, несомненно, появится интерес к наследию прошлого. Это поможет им стать более эмоциональными, раскрепощёнными. У детей улучшится память, внимание, речь станет более грамотной.
Работа с родителями
Работа с родителями направлена на активизацию взаимодействия семьи и детского сада по нравственному воспитанию дошкольников, а также передаче подрастающему поколению народных традиций. В работе с родителями индивидуальные и групповые консультации, организация и проведение совместных народных праздников, театрализованных представлений.
Перспективно – тематическое планирование
Сентябрь
Занятие 1
Знакомство детей с таким жанром народного творчества, как докучная сказка, название которой произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба. Прослушивание и заучивание «Жили-были два гуся…», «Жили-были два павлина», «Жила – была бабка, да у самой речки»
Цель: продолжить знакомство детей с устным народным фольклором, развивать связную речь. Расширять словарный запас.
Занятие 2
Продолжить знакомство детей с докучными сказками «Жил – был царь Ватута.», «Жил-был царь Додон.», «Хочешь сказку про лису.», «Села муха на варенье…». Разучивание их наизусть.
Цель: развивать память детей, формировать положительный эмоциональный настрой, развивать связную речь.
Занятие 3
Знакомство детей с одним из древнейших жанров фольклора – закличками.
«Дождик, дождик веселей.», «Божья коровка, черная головка.»,
«Солнышко, солнышко.». Разучивание на выбор.
Цель: закличка рождает в ребенке веру в значимость слова, передать детям веру в природу и бережное отношение к ней.
Занятие 4
Хороводные игры «Большая карусель», «Три веселых братца», «Каравай».
Цель: социально – коммуникативное развитие дошкольников, учить водить хороводы, сохранить народные традиции.
Октябрь
Занятие 1
Чтение русской народной сказки «Жихарка». Беседа с детьми по содержанию сказки.
Цель: продолжить знакомство с народными сказками, развивать монологическую связную речь.
Занятие 2
Знакомство детей с таким жанром устного народного творчества как потешки. На закрепление осенней тематики прочитать «Дождик, дождик веселей.».
Рисование дождика в свободном творчестве детей.
Цель: всестороннее развитие личности ребенка, его развернутой контекстной речи.
Занятие 3
Знакомство детей с авторскими потешками Ирины Дружаевой; «Лежебока», «Рыбак», «Нарядная семейка».
Разучивание наизусть «Нарядная семейка».
Цель: знакомить с творчеством современных народных авторов, повысить эмоциональный фон детей.
Занятие 4
Прослушивание русских народных песен «Ах вы сени, мои сени», «Во поле береза стояла», «Калинка». Заучивание припева «Калинка».
Цель: передать народные традиции, прививать любовь к народной песне.
Ноябрь
Занятие 1
Познакомить детей с таким жанром устного народного творчества как прибаутки - веселые истории в стихотворной форме. «Зайчишка – трусишка», «Сидит белка на тележке», «Кот на печку пошел», «Коровушка – буренушка», «Куда, куда, куда».
Заучивание прибаутки на выбор детей. Разыграть в действиях «Сидит белка на тележке»
Цель: передать народные традиции, развивать память, осуществлять действия по смыслу прибаутки.
Занятие 2
Познакомить детей с особой разновидностью прибауток небылицами – перевертышами. «Злая кошка громко лает», «Снег идет, жара такая», «Лошадь ехала с рогами» и т. д.
Цель: стимулировать умственные действия ребенка, развлечь, поднять эмоциональный настрой, дать возможность детям самим сказать, что не верно.
Занятие 3
ИКТ просматривание русской народной сказки «Гуси – лебеди». Беседа с детьми по содержанию сказки.
Лепка, на выбор ребенка, полюбившегося героя.
Цель: закрепление содержания сказки, формирование эмпатии у детей.
Занятие 4
Инсценировка сказки «Гуси – лебеди»
Цель: развивать личность ребенка, прививая устойчивый интерес к музыкально- театральной деятельности, совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их в создании новых образов. Развивать индивидуальные качества ребенка.
Декабрь
Занятие 1
Знакомство детей с малыми формами фольклора - считалками. Прочитать считалки с закреплением счета. «Раз. Два, три, четыре.», а также, для использования в играх «Бегал зайка по дороге.», «Я- зверек.» и т. д. Разучивание считалок на выбор.
Цель: развивать память и чувство ритма, расширить словарный запас детей.
Занятие 2
Знакомство детей с фольклорными дразнилками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.
«Обманули простака», «Плакса вакса», «Рева-корова». Разучивание на выбор детей.
Цель: дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Снятие негативных эмоций.
Занятие 3
Познакомить детей с народными пословицами о дружбе «Без друга в жизни туго», «Дерево живет корнями, а человек друзьями» и т. д. Провести беседу, какие качества в дружбе важны.
Цель: воспитание и формирование нравственных качеств дошкольников.
Занятие 4
Продолжить знакомство детей с народными пословицами о доброте, дружбе и взаимопомощи. Провести беседу «Расскажи, кто твой друг?»
Цель: воспитание и формирование нравственных качеств дошкольников.
Январь
Занятие 1
Русские частушки - удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. ИКТ - прослушивание русских народных частушек.
Цель: продолжить знакомство детей с устным народным творчеством.
Занятие 2
Продолжить знакомство детей с народными частушками «Поленился утром Вова», «С горки ехала Иришка» и т. д. Разучивание детьми на выбор.
Цель: поднятие эмоционального фона у детей, окунувших в веселые и смешные частушки.
Занятие 3
Познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок». Беседа с детьми по содержанию сказки.
Цель: нравственное воспитание подрастающего поколения, приобщение к труду дошкольников.
Занятие 4
Игра – драматизация украинской народной сказки «Колосок».
Нетрадиционная аппликация из крупы «Колосок»
Цель: приобщение детей к театральной и изобразительной деятельности.
Февраль
Занятие 1
Знакомство детей с русскими народными скороговорками «Ехал Грека через реку.», «В огороде рос горох.», и т. д.
Выучить с детьми скороговорку на выбор.
Цель: развитие произношения, поднятие эмоционального фона детей, приобщение к народному устному творчеству.
Занятие 2
Чтение русской народной сказки «Пряничный домик». Беседа с детьми по содержанию сказки.
Рисование пряничного домика.
Цель: развитие восприятия, интереса к художественной литературе.
Занятие 3
Чтение русской народной сказки «Лиса и Котофей Иванович». Пересказ сказки по очереди детьми.
Цель: развитие монологической речи, приобщение к устному народному творчеству.
Занятие 4
Знакомство с русской народной сказкой «Чудесные лапоточки». Беседа с детьми, что персонажи сказки сделали неправильно и чему учит сказка.
Лепка лаптей из пластилина.
Цель: продолжить приобщать детей к устному народному творчеству, раскрывая познавательный и творческий потенциал дошкольников.
Март
Занятие 1
Познакомить дошкольников с русскими народными загадками о природе и ее явлениях.
Цель: развивать сообразительность, умение мыслить и анализировать.
Занятие 2
Разгадывание с детьми русских народных загадок о растениях.
Рисование любимого растения на выбор детей.
Цель: развивать смекалку, внимание.
Занятие 3
Продолжить знакомство детей с жанром устного народного творчества – загадками. Разгадать загадки о животных.
Цель: закрепить знания о мире животных, их отличительных признаках. Развивать кругозор и смекалку.
Занятие 4
Разгадывание русских народных загадок о птицах.
Лепка снегиря из пластилина.
Цель: закрепить знания о разновидностях птиц, их отличительных особенностях. Развивать когнитивные способности детей.
Апрель
Занятие 1
Познакомить детей с русскими народными подвижными играми «Гуси – гуси», «Горелки».
Цель: сохранение национальных традиций, формирования национального самосознания, донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
Занятие 2
Продолжить знакомство детей с русскими народными подвижными играми «Жмурки», «День и ночь».
Цель: сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.
Занятие 3
Прослушивание русской народной сказки «Петух да собака». Задать детям вопросы по содержанию сказки.
Цель: передать устное народное творчество посредством народных сказок.
Занятие 4
Приобщить детей к хороводным играм «Мы топаем ногами», «Воевода» .
Цель: Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
Способствуют совершенствованию двигательных навыков. Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их. Учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят с древними традициями и обычаями.
Май
Занятие 1
Прослушивание русской народной сказки «Мена» в пересказе К. Ушинского.
Донести мысль детям, в чем главное счастье, описанное в сказке.
Цель: нравственное воспитание с использованием русского народного творчества.
Занятие 2
Прослушивание русской народной сказки в обработке М. Серовой «У страха глаза велики». Беседа с детьми по содержанию сказки.
Цель: поднять эмоциональный фон у детей.
Занятие 3
Расширить кругозор детей и познакомить с восточной сказкой «Кошка и мышь». Беседа с детьми по содержанию сказки.
Цель; расширить знакомство детей с устным народным творчеством других народов.
Занятие 4
Прослушивание белорусской народной сказки «Воробей и мышь».
Беседа с детьми по содержанию сказки.
Цель: расширить знакомство детей с устным народным творчеством других народов.