Анна Журавлева
План ОД по формированию валеологических знаний и умений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по формированию валеологических знаний и умений детей младшего дошкольного возраста.
Проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной. Валеологическое направление процесса обучения и воспитания дошкольников обеспечивает формирование осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.
Валеология – интегративная наука о формировании, сохранении, укреплении и реабилитации здоровья, о факторах, его определяющих и разрушающих. В данном случае, самое главное ребенка правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего собственному здоровью и отказу от всего вредного.
Для того чтобы у детей и их родителей выработать валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранения здоровья, необходимо владеть современными знаниями о культуре здоровья.
Валеологическое воспитание в целом это воздействие на психическую сферу детей с помощью валеолого – педагогических методов. В этой системе образования важное значение имеет мотивация, т. е. выработка у детей дошкольного возраста и их родителей интерес к здоровьесохранение, здоровьесозиданию. В ходе работы перед детьми и родителями были поставлены следующие мотивы:
познавательный – изучение организма человека и составляющих его здоровья;
эстетический – сохранение красивой осанки, хорошего зрения, хорошего самочувствия, настроения;
социальный – активное участие в жизни и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
гуманистический – проявление сочувствия и понимания к близким людям, проявления заботы о состоянии здоровья, здоровья ребенка в детском саду и дома.
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Основные задачи:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни, приемов интеграции разных видов деятельности.
Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные умения и навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности группы.
ВАЛЕОЛОГИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
СЕНТЯБРЬ
Мой организм. Наши помощники.
Игры и упражнения в познавательном цикле: «Я и мой организм»:
«Мой нос – я дышу»
«Мои уши – я слышу»
«Мои глаза – я вижу»
«Мои руки – я держу»
«Мои ноги – я хожу и бегаю»
Цели: формировать системные знания о слаженной работе органов и систем организма человека, и их охране, воспитывать привычку собственной безопасности.
ОКТЯБРЬ
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
Беседа «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»
Цель: формировать знания о пользе овощей и фруктов как кладези витаминов и минералов, формировать знания о ЗОЖ.
Продуктивная деятельность:
Рисование «Витамины»
Цель: учить детей заполнять всё пространство контура, закрепить умение рисовать ватной палочкой. Формировать знания о пользах витаминов.
Лепка «Овощи и фрукты»
Цель: учить лепить круглые предметы, развивать мелкую моторику. Формировать положительное отношение к овощам и фруктам как необходимым продуктам питания.
Сюжетная ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: продолжать закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Развлечение «Таблетки растут на грядке, таблетки растут на ветке».
Цель: развивать знания об овощах и фруктах, формировать положительное отношение к овощам и фруктам как необходимым продуктам питания.
Чтение:
Ю. Тувим «Овощи»,
НОЯБРЬ
Если хочешь быть здоровым, с физкультурой подружись!
Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.
Беседа «Как стать сильным, смелым, ловким!»
Цель: активизация положительных эмоций, физической активности, закрепление знаний о назначении частей тела человека.
Физкультурное развлечение «Путешествие в страну сказок»
Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательной деятельности.
Продуктивная деятельность:
Рисование «Разноцветные мячи»
Цель: упражнять детей в рисовании предметов круглой формы.
Лепка: «Мячи и мячики»
Цель: учить лепить круглые предметы, развивать мелкую моторику; формировать интерес к играм с мячом.
Физические упражнения в повседневной жизни детей:
во время утренней гимнастики,
на занятиях физкультуры,
на музыкальных занятиях,
во время физминуток, физкультурных и динамических пауз,
на прогулке в любое время года.
Формировать интерес к движениям во всех их проявлениях.
ДЕКАБРЬ
Полезная еда.
Беседа «Полезная и вредная еда»
Цель: формировать начальные знания о пользе (вреде) блюд и продуктов, воспитывать стремление отказываться от вредной еды.
Беседа «Я ем и расту»
Цель: стимулировать к позитивному отношению к приёму пищи и культуре пользования столовыми приборами; воспитание аккуратности и знания последовательности действий в подготовке и приеме пищи.
Продуктивная деятельность:
Рисование «Молоко в бутылке»
Цель: учить рисовать красками не выходя за контур бутылки, развивать правильное цветовосприятие, формировать знания о пользе молочных продуктов.
Аппликация «Витаминный стол»
Цель: продолжать знакомить детей с натюрмортом, формировать умение перед наклеиванием правильно выложить овощи на блюдо. Закрепить знания о пользе фруктов.
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек»
«Узнай по описанию»
«Полезная и вредная еда»
«Разложи на тарелках полезные продукты»
Цель: закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию, упражнять в умении дифференцировать овощи и фрукты.
Чтение:
Ю. Тувим «Овощи», Г. Зайцев «Приятного аппетита.
ЯНВАРЬ
«Ходит дрёма…»
Беседа «Спокойной ночи»
Цель: помочь детям осознать значение сна в их возрасте, объяснить, что во время сна детский организм отдыхает, растет, восстанавливает силы и улучшается настроение.
Беседа «Сон здоровью друг»
Цель: акцентировать внимание на пользу и необходимость сна для всех живых существ и для детей; уточнить представления о пользе дневного и ночного сна, расширить знания о гигиене сна.
Дидактические игры:
«Что я видел во сне?»
«Расскажи о частях суток»
Чтение:
народные колыбельные
засыпалочки
приговорки для сна
потягушки после сна.
Слушание колыбельных песен
ФЕВРАЛЬ
В гостях у доктора Айболита.
Беседа «Здоровье дороже всего»
Цель: формировать знания о здоровье человека, о преимуществах здорового человека, желание сохранять свое здоровье.
Продуктивная деятельность:
Лепка «Витамины и таблетки»
Цель: формировать представления о сохранении здоровья, развивать мелкую моторику.
Дидактические игры:
«Таня простудилась»
«Чудо таблетки»
Сюжетная ролевая игра «Поликлиника» Цель: формировать знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду.
Чтение:
К. Чуковский «Доктор Айболит».
С. Михалков «Я прививки не боюсь»
Н. Лосева «Что такое витамины?»
Развлечение «Хочу быть здоровым!»
Цель: формировать значимость собственного здоровья, развивать двигательную активность, мышление и воображение.
МАРТ
В гостях у Мойдодыра.
Беседа «Чистота и здоровье»
Цель: формировать у детей понимание
значения и необходимости гигиенических
процедур: умывание, мытье рук и тела.
Беседа «Гигиена всем нужна»
Цель: формировать культурно – гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание, учить показывать эти движения при помощи мимики и жестов, развивать у детей понимание и значения и необходимости гигиенических процедур как залог здоровья.
Опыты и эксперименты с водой:
«Такая разная вода»
«Свойства воды»
Дидактические игры:
«Сделаем куклам разные причёски»
«Вымоем куклу»
«Правила гигиены»
Цель: продолжать закреплять умения ухода за
волосами, знания о предметах личной
гигиены; способствовать формированию
умения пользования носовым платком.
Сюжетная ролевая игра «Парикмахерская»
Цель: формировать знания о профессии
парикмахера, его профессиональных
действиях; формировать умения ухаживать
за волосами.
Чтение:
К. Чуковский «Мойдодыр»
А. Барто «Девочка чумазая»
З. Александрова «Купание»
потешки : «Расти коса до пояса», «Водичка, водичка»
АПРЕЛЬ
В гостях у Федоры.
Беседа «Одежда»
Цель: закрепление представлений детей о способах поддержания одежды в чистоте и порядке. Способствовать формированию привычки к опрятности.
Дидактические игры:
«Разбери одежду (посуду, игрушки)»
«Наведи порядок в комнате куклы»
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умения классифицировать предметы быта по назначениям, воспитывать аккуратность, чистоплотность.
Сюжетная ролевая игра «Семья»
Цель: развивать умения передавать в игре действия членов семьи, воспитывать культуру игр.
Чтение:
К. Чуковский «Федорино горе»
Л. Воронкова, «Маша - растеряша»
Труд:
«Сложим одежду красиво»
«Вымоем игрушки»
«Постираем вещи кукол»
Развлечение «В гости к Федоре»
Цель: формировать умения выполнять посильные трудовые действия, закрепить знания о способах и необходимости соблюдать чистоту во всем.
МАЙ
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: формировать знания о полезных факторах природы, заботливое отношение к своему здоровью.
Беседа «Дружи с водой»
Цель: создать позитивное отношение к культурно - гигиеническим навыкам; подвести к пониманию значения воды для здоровой жизни человека, закрепить и обобщить знания о воде.
Беседа «Береги воду»
Цель: прививать бережное отношение к воде, умению экономить воду.
Развлечение «Мы котята шалунишки»
Цель: доставить детям ощущение радости, учить заботиться о своем здоровье посредством использования естественных факторов природы.