Елена Ласточкина
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Краткий обзор состояния здоровья детского и взрослого населения страны показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья и к сокращению продолжительности жизни. Особенно тревожное положение складывается со здоровьем детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последние десять лет количество дошкольников с хронической патологией увеличилось в два раза, а не имеющих отклонений в состоянии здоровья снизилось в три раза.
Публикация «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить (высокая жизненная позиция, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.
Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Поэтому, важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание.
Валеология - наука о здоровом образе жизни сохранении, формировании здоровья, управлении ним. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и норма укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здорового образа жизни стали одним из направлений деятельности нашего детского сада. В ДОУ используются различные виды здоровьезберегающих технологий (медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, образовательные и др.). Для полноценного развития и оздоровления детей в детском саду созданы все условия: имеется экологическая комната, музыкальный зал, физкультурный зал, фито бар, кабинеты медперсонала, физкабинет, процедурный кабинет, изолятор Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно - развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом. Так же предлагаем детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
С целью снижения заболеваемостирекомендуются: фитоаэроионизация, витаминизация, полоскание горла настоем из лечебных трав, морской водой, дети получают фиточай в состав которого входят лечебные сборы, в зимние месяцы лук, чеснок, в летние зелёные салаты, проводятся закаливающие процедуры. Большое внимание уделяется соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе, поддержанию температурного режима.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенство физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры, точечный массаж. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей. Спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные) помогают раскрыть возможности каждого ребёнка, способствуют возникновению положительных эмоций. К вопросам формирования здорового образа жизни привлекаются родители.
Многолетний опыт работы показал, что недостаточно создать благоприятные условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и сформировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведения здорового образа жизни.
Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в свободное время Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.
Наша цель:
воспитать физически и нравственно здорового человека;
побуждать стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.
Задачи:
формирование осознанного ведения здорового образа жизни;
развитие самостоятельной активной деятельности по применению знаний об организме (гигиеническое поведение, безопасность жизни, физическое воспитание);
обеспечение психического и физического саморазвития;
формирование у ребёнка положительного отношения к своему физическому "Я";
изменение внутренних позицией личности по отношению к людям с ограничением жизнедеятельности.
На первом этапе работы по валеологическому воспитанию наша задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди отличаются от животных и чем он, отличается от других людей. Темы первых занятий: "Кто я", "Как меня зовут", "Мы - семья", "Люди взрослые, и люди маленькие", "Я росту".
Затем малыши знакомятся с частями своего тела, которые они могут видеть (ручки, ножки, голова и т. д., их назначением и уходу за ними. Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем как они функционируют. И только в старшем дошкольном возрасте подводим детей к понятию организм, знакомим с внутренними органами.
При составлении занятий, мы обязательно включаем в их состав элементы ОБЖ. Предлагаем детям ситуации (ДТП, пожар, отравление и т. д.) в результате которых, пострадал тот или иной орган. Учимся оказывать первую помощь, обсуждаем, как нужно вести себя, чтобы этого не произошло.
Особое внимание обращаем на доступность материала предлагаемого дошкольникам, на используемые термины. Если мы начнём, объяснять детям как функционирует тот или иной орган научным языком они не поймут этого. Поэтому, мы стараемся доступно донести сведения до детского сознания, не искажая основные валеологические понятия.
Как известно на здоровье человека большое влияние оказывает умение управлять своим настроением, эмоциями. Чтобы сформировать навыки саморегуляции поведения, предлагаем применять социально-поведенческие тренинги, тренинги эмоций аутотренинги.
Большое внимание в нашем детском саду уделяется воспитанию внутренней позиции личности по отношению к людям с ограничениями жизнедеятельности, путём экспериментирования детям предлагается попробовать понять как плохо человеку, который не видит, не слышит и т. д.
Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.
Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр., необходимыми для развития навыков ребенка.
Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.
Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Для достижения намеченных целей необходимо подходить к проблеме поэтапно. Одним из первых этапов является диагностика.
Диагностика призвана помочь определить из числа внешних факторов развития такие,
которые бы активизировали и инициировали внутренние потенции детской личности.
Таким
образом, определяем
задачи диагностики валеологической культуры
детей
дошкольного возраста :
1. Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа
жизни.
2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности знаний,
умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его. Разрабатывая
диагностику, мы руководствовались определением понимания, здоровья, предлагаемым
Всемирной организ
ацией здравоохранения (ВОЗ). Напомним его, здоровье
—
это
состояние физического, душевного (психологического) и социального благополучия
человека. В связи с этим были выделены 4 направления диагностики представлений детей
о здоровье:
здоровый человек;
организм человека
безопасное поведение человека;
человек и другие люди.
3.
Изучить особенности валеологической компетентности ребенка как готовности
самостоятельно решать:
-
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
-
задачи разумного поведения в
непредвиденных ситуациях;
-
задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи
и помощи.
4. Изучить особенности личностно-социального
-
развития ребенка в связи с
валеологической культурой.
Наличие такой диагностики позволяет педагогу:
1. спроектировать здоровье сберегающий индивидуальный образовательный маршрут
ребенка;
2. спроектировать валеологически разумный педагогический процесс (учитывающий
особенности развития ребенка, содействующий укреплению и сохранению здоровья
воспитанника);
3. организовать медико - валеологическое
-
психолого-педагогическое сопровождение
дошкольника в условиях целостного педагогического процесса;
4. оперативно корректировать педагогический процесс, направленный на решение задач
целостного воспитания и развития
ребенка в детском саду.
В детском саду детям легче всего удаётся усвоение материала через игровые формы, поэтому валиологическую направленность целесообразно применять с приёмами театрализации в непринуждённой форме. Ниже приведён пример для детей 3 лет.
Дидактическая игра «Кукла делает зарядку»
Цель:
прививать ребёнку положительное отношение к умыванию, физической культуре;
продолжать формировать практические умения
Материал: кукла, принадлежности для умывания.
Т. В. Галанова «Развивающие игры для малышей» стр. 201).
Беседа с детьми «Если хочешь быть здоров»
Цели: расширять значения детей о здоровом образе жизни, познакомить с признаками здорового и закаленного человека, воспитывать желание закаляться.
Игровая ситуация «Дружим мы со спортом»
Цель: Формировать у детей умение перешагивать, ползать на четвереньках, вставать на препятствие и спускаться с него; приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Кукла в спортивной одежде физинструктор, показывает детям картинки с изображением разных видов движений, уточняет, знают ли дети их название, какими видами спорта можно заниматься зимой, летом.
Детям предложить препятствие в групповой (полоса препятствий)
«Войди и сойди с горки»
«Перешагни через шнуры»
Подлезание под дугу на четвереньках
II половина дня
1. Гимнастика после сна в кроватках
1. «Побудка»
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Пойдёте на зарядку,
Пойдём со мной гулять.
2. «Погреем крылышки на солнышке» — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднимаем руки вверх со словами «погреем», опустить.
3. «Спрячь ножки» — лёжа на спине ноги поднять вверх со словами «спрячь ножки», опустить но кровать.
4. Самомассаж
Петя, Петя, петушок
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Кто рано встаёт голосисто поёт
Деткам спать не даёт.
5. Ходьба по дорожке «Здоровья» «Петушок гуляет» (коврик «ёжик», массажные коврики, ребристая доска)
После полдника
Работа по воспитанию КГН
1. «Учимся одеваться»
Цель: учить детей частично одеваться при минимальной помощи взрослого.
Чтоб не мёрзли ножки
Натяну сапожки,
Рукавички натяну
Мягкие, пуховые,Чтобы мы не замерзали,
Мамы нам шарфы связали
Шапку и куртку
Носить весною буду!
«Мыльные пузыри».
Воспитатель пускает мыльные пузыри и предлагает детям поймать их.
6. Дидактическая игра «Части тела, эмоции»
Цель:
формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением; формировать словарь по теме; обучать ориентировке в схеме собственного тела; учить различать понятия «девочка-мальчик»;
формировать грамматический строй речи; развивать речеслуховое внимание; продолжать учить выполнять действие по словесной инструкции;
Игра «Быть здоровыми хотим!»
Цель: Формирование основ здорового образа жизни у детей 2-3 лет.
Задачи:
Формировать представления детей о здоровье, особенностях его сохранения и укрепления.
Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; познавательный интерес; творческие способности.
Обогащать двигательный опыт детей; вызвать желание заботиться о своем здоровье.
Повысить компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Мы, ребята-малыши,
Недостаточно взро
И хотим быстрей узнать,
Как здоровье укреплять?
Беседы:
«В стране здоровых человечков»
«Мойдодыр в гостях у ребят»
«Таблетки растут на ветке,
Таблетки растут на грядке».
Экскурсии: «Медицинский кабинет».
«Грязные ручки-чистые ладошки»
Игровые ситуации:
«Волшебница вода!»
Банный день у куклы Кати»
«Оденем куклу Катю на прогулку»
«Приготовим обед для кукол»
Конструирование:
«Кроватка для куклы Кати»
Художественно-эстетическое развитие
Картинки, иллюстрации:
«Правила личной гигиены»
«Занимаемся физкультурой»
Иллюстрации с изображением профессии врача.
Закрашивание раскрасок на тему: «Здоровье».
Оформление газеты: «Быть здоровыми хотим!».
Речевое развитие.
Чтение детской литературы, заучивание стихотворений и потешек.
К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит» -отрывки.
В. Берестов «Больная кукла»
Е. Благинина «Маша-растеряша»
С. Я. Маршак «Усатый-полосатый» Потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико!»
«Большие и маленькие ножки»
«Наша Маша»
Социально-коммуникативное развитие
Беседы:
«Осторожно, сосульки!»
«Вот так лук!»
Дидактические игры:
«Азбука здоровья»
«Что на дереве растет?»
«Что изменилось?»
«Забавные шнурочки»
«Сюрприз в домике»
«Сложи картинку»
Игры:
«Чудесный мешочек»,
«Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит!»
«Зайчонок заболел»
Практические упражнения:
«Мойдодыр нас ждет с утра умываться нам пора!»
«Мыльные перчаточки»
«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
«Быть здоровыми хотим прямо за столом сидим…»
«Аккуратные мы детки в руки мы берем салфетки!»
«На прогулку собираемся сами одеваемся!»
«Мы готовимся ко сну Вещи сам с себя сниму…
«Самые аккуратные!» и т. д.
Существует масса интереснейших разработок по данному вопросу.
И в заключении хочется отметить,что самая главная задача педагога донести до родителей воспитанников многовековые истины :
Здоровье — самое лучшее достояние человека.
Здоровье не купишь - его разум дарит.