Светлана Худякова
Консультация «Вальдорфская педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Вальдорфские школы – это образовательная система, основанная на уважении к детям. Цель состоит в том, чтобы развить естественные способности каждого ребенка и развить уверенность в себе, необходимую во взрослой жизни. Дошкольное и начальное образование обеспечивают прочную основу знаний и опыта, на которой строятся уроки в средней школе. На данном этапе вальдорфская школа стремится развить в ребенке такие качества, как эмоциональная зрелость, инициативность и креативность, здравый смысл и высокое чувство ответственности.
Публикация «Консультация „Вальдорфская педагогика“» размещена в разделах
Р. Штайнер (1861-1925) - австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штейнера, антропософия, рассматривает педагогику как науку о человеке - сочетании трех составляющих: тела, души и духа. По Штайнеру, задача педагога состоит в том, чтобы привести все эти сферы в гармоничное взаимодействие, так как в норме они неуравновешенны.
Основными принципами вальдорфского образования Штейнера являются:
• антропоцентризм;
• воспитание ребенка есть следствие его потребностей, а не социального строя данного общества;
• гармоничное развитие всех частей человека (тела, воли, чувств, духа);
• дедуктивное обучение, от общего к частному, от идеи к реализации;
• историчность - воспроизведение в процессе познания основных этапов эволюции человека: земледелие, ремесла, искусства, науки;
• цикличность – использование природных, то есть суточных, сезонных и астрономических (астрологических) ритмов;
• эвристика – детям не навязывают готовые правила, а дают возможность прийти к выводу самостоятельно;
• искусство обучения
В детском саду занимаются дети 3-7 лет разных возрастных категорий. Основной способ обучения детей - через подражание, создание ситуаций сопереживания с поступком, эмоциональное переживание ребенком примера поступка, соединение с поступком. В дневную программу дошкольного образования входят разнообразные художественные занятия: рисование, рисование, лепка, музыка, эвритмия («зримая речь», «зримое пение», кукольный театр, постановки небольших спектаклей, рассказывание историй. Ребенку предоставляется возможность свободно находить собственные средства художественного самовыражения. Ежедневно много времени уделяется свободной игре, в которой дети используют игровой материал, способствующий развитию творческих способностей. Завершение подготовительного класса не является обязательным условием для поступления в вальдорфскую школу
При обучении детей с нарушением слуха или интеллектуальными нарушениями очень важно использование наглядных средств обучения. Педагогика Штайнера также придает первостепенное значение обучению детей до пубертатного возраста посредством визуализации.
Дошкольные учреждения, использующие основы вальдорфской педагогики, применяют в процессе работы следующие принципы:
-создание комфортной и развивающей атмосферы;
-воспитание личным примером и личным подражанием;
-использование многофункциональных игр;
-создание среды, способствующей развитию рекреационной деятельности;
-организация правильного ритма группы;
-использование различных видов трудовой деятельности и основных художественных навыков.
Для создания необходимой среды, способствующей активному развитию ребенка, большое значение имеют художественное оформление и правильная организация пространства.
Дети до 4 лет способны усваивать огромное количество разнообразной информации. Но делают они это не через учебники или уроки, а через постоянное взаимодействие с окружающими взрослыми, постоянное общение со сверстниками, игру с различными предметами, слушание интересных историй и т. д.
Дети принимают активное участие в приготовлении изделий из теста, уходе за растениями, изготовлении различных поделок из природных материалов, наведении порядка в группе детского сада и т. д. При этом дети не обязаны участвовать в вышеуказанных мероприятиях. Воспитатель начинает заниматься увлекательными делами, а дети постепенно включаются в творческий процесс, благодаря познавательной активности и природной любознательности. Каждый ребенок принимает участие в общей деятельности в зависимости от своих индивидуальных особенностей и собственных способностей.
Если это ваш первый визит в вальдорфский детский сад, вы будете приятно удивлены теплой и творческой атмосферой. Учителя всегда рады и с нетерпением ждут своих учеников. Когда малыш входит в группу, звонит колокольчик, висящий над дверью. Учитель лично знакомится с каждым ребенком.
Выпускники вальдорфской школы проявили себя находчивыми и творческими людьми, способными достойно справляться с трудностями сегодняшней действительности.
Вальдорфская школа не ставит перед собой строго определенной цели, такой как подготовка к курсу обучения, а стремится к широкому и целостному образованию, необходимому всем людям в современном мире, независимо от того, какую профессию они выбирают для себя. Как показывают социологические исследования, среди выпускников Вальдорфа есть представители всех профессиональных групп: от актеров и музыкантов до инженеров и фермеров, врачей и священников.
Расширение понятия образования - это ценнейший вклад, которым может внести вальдорфская педагогика в развитие отечественной школьной системы.