Наталья Ясюченя
Педагогический проект «В здоровом теле — здоровый дух»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование проекта
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев
В современном мире одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Публикация «Педагогический проект „В здоровом теле — здоровый дух“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Педагогический коллектив нашего ДОУ давно занимается проблемой формирования культурной личности дошкольника, проявляющего интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения.
Актуальность проекта
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.
Проект «В здоровом теле - здоровый дух» помог создать радостное настроение в зимнюю каникулярную неделю, помог в пропаганде здорового образа жизни среди всех субъектов образовательного процесса, позволил проведение каникулярной недели, посвященной ЗОЖ стать традицией детского сада.
Цель проекта: Формирование у детей навыков здорового образа жизни через традиции и ценности культуры в области здоровья.
Задачи:
1. Приобщить детей к ценностям здорового образа жизни путем национальных, семейных и иных традиций в оздоровлении детей.
2. Развивать навыки профилактики и личной гигиены детей.
3. Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
4. Повысить интерес родителей к ведению здорового образа жизни в семье.
Участники проекта - дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность: 9 дней.
Предметом: мероприятия ДОУ.
Для реализации проекта основной деятельностью должно быть освоение и накопление знаний в сфере воспитания и развития детей у педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни, углубление социально значимых представлений у детей через участие в здоровьесберегающих мероприятиях.
Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта мы используем ряд важнейших педагогических припципов.
Основные педагогические принципы:
1. Принцип культуросообразности – формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.
2. Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему
3. Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
4. Принцип индивидуализации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Методы:
1. Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.
2. Консультирование родителей специалистами ДОУ (инструктор по ФИЗО, ст. медицинская сестра, старший воспитатель, логопед).
3. Организация досугов, посвященных здоровому образу жизни.
Условия, необходимые для реализации проекта:
1. Заинтересованность педагогов и родителей в реализации проекта.
2. Эффективное взаимодействие между участниками проекта и руководителем.
3. Материально – финансовое обеспечение.
Для уверенности педагогов и родителей в полезности своего участия в реализации проекта были созданы мотивационные условия:
- наличие системы вознаграждения за участие в реализации проекта,
- наличие внутренней мотивации у детей, родителей и педагогов.
Технологическая карта проекта
В рамках работы ДОУ в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста и той идеей, которую нам предстояло решить, творческая группа проекта единодушно пришла к мнению, что проект «В здоровом теле - здоровый дух» необходимо провести в течение шести дней, т. к. задумка проекта состояла в том, что детям в течение шести дней необходимо каждый день находить по одной букве таинственного слова здоровье. Каждому педагогу в группе необходимо было спланировать так свою работу с детьми, чтобы название деятельность с детьми в течение дня отражала данную букву. Родителям с детьми в течение каникулярной недели выполнить одну поделку на тему «Здоровье», в девятый день организовать выставку поделок.
День первый – «З»
Задача педагогов состояла в дом, чтобы подготовить материалы различных видов деятельности работы с детьми, которые отражали букву «З»
Так в этот день в группе был проведен комплекс утренней гимнастики «Заячья зарядка», беседа «Как правильно чистить зубы». Проведено соревнование «Кто быстрее задует мячик в ворота», чтение сказок «Про больные зубки», рисование (кружковая деятельность) «Зимующие птицы», аппликация «Закладки для книг», подвижная игра «Замри», дидактическая игра «Знаешь ли ты, где спрятан звук «з».
В конце дня в группе дети обнаружили букву «З».
День второй – «Д»
В этот день наши воспитанники вспомнили «Правила дорожного движения», повторили пословицы о доброте, стихи, песни о дружбе, беседовали о «Дыхательной системе», «Как вести себя при встрече с дикими и домашними животными». Читали сказку «Дикие лебеди», играли в игру «Да – нет».
В конце дня в группе появилась буква «Д».
День третий – «О»
В этот день были проведены беседы «Детский организм», «Отдых».
Опыты с водой и ее значение в жизни человека, чтение «Огниво», игры «Один – много», «Охотники и зайцы», «Найди звук «О» в группе».
В конце дня в группе дети обнаружили букву «О».
День четвертый – «Р»
Дети подготовительной группы были приглашены на развлечения «Рыцарский турнир», а также были проведены: беседа «Руки», чтение сказки «Русалочка», игра «Ручеек».
В конце дня в группе дети обнаружили букву «Р».
День пятый – «О»
В этот день были проведены беседы «Органы человека», «Один дома»
Опыты с водой и ее значение в жизни человека, чтение «Оле- Лукое», игры «Один – много», «Охотники и зайцы».
В конце дня в группе дети обнаружили букву «О».
День шестой – «В»
Этот день был связан с буквой «В», а это веселье.
В этот день дети беседовали на темы «Волосы», «Время года», слушали сказку Г. Х Андерсена «Воротничок», играли в игры «Волк во рву», провели викторину «Узнай сказку». На прогулке лепили Весёлого снеговика.
В конце дня в группе дети обнаружили букву «В»
День седьмой – «Ь»
День был связан с «Ь». Дети читали веселые стихи про мягкий знак,
разгадывали загадки, играли в подвижную игру «День – ночь», выполняли аппликацию «Первый весенний дождь».
В конце дня в группе дети обнаружили букву «Ь».
День восьмой – «Е»
Этот день был связан с «Е».
Проведена беседа «Как ты ешь», прочитана книга «Правила приема пищи». Были составлены любимые рецепты салатов детей подготовительной группы, вспомнили пословицы и поговорки о хлебе, о правилах поведения за столом, о еде, загадки о продуктах питания, лепили полезную еду.
В конце дня в группе дети обнаружили букву «Е».
День девятый – «ЗДОРОВЬЕ»
Девятый день был особенный. В этот день все буквы «З», «Д», «О», «Р», «О», «В», «Ь», «Е» встречали детей в группе. Каждому ребенку была представлена возможность высказаться, как сохранить своё здоровье, здоровье близких людей. Все дети были награждены вкусными и полезными фруктами и приглашены на просмотр выставки поделок на тему «Здоровье».
Новизна и значимость проекта
1. Формируется у детей мотивация навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровья.
2. Отвечает основным принципам: культуросообразности, гуманистической ориентации, опоры на эмоционально - чувственную сферу ребенка, индивидуализации.
3. Опирается на системно – деятельный подход к участникам образовательного процесса.
Предполагаемые результаты
1. Каждый педагог, родитель, ребенок - активный участник проекта в силу своих возможностей.
2. Каждый участник проявляет инициативу.
3. Приобретает новые знания, повышает свой уровень, компетенцию детей.
4. Проведение каникулярной недели, посвященной здоровому образу жизни становится традицией детского сада.
Выводы
1. Проанализировать эффективность различных форм работы с детьми.
2. Оценить качество педагогической работы по формированию здорового образа жизни воспитанников ДОУ.
3. Провести качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
4. Запланировать новые проекты, здоровьесберегающей направленности для всех групп ДОУ.
Список использованных источников
1. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках [Текст]/ С. М. Мартынов. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
2. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст]/ М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 1998. - 80 с.
3. Карепова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», Волгоград: Учитель, - 2012, - 170с.
4. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]/ В. Н. Шебеко Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - М. : изд. центр "Академия", 1996. - 192 с.
5. «Задачи, особенности, содержание и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», http://www.bibliofond.ru/
6. «Дидактические игры по формированию ЗОЖ в детском саду», http://nsportal.ru/