Малика Мамадалиева
Проект «В здоровом теле — здоровый дух!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье- наша главная копилка.
Что положим в нее, на то и будем жить всю жизнь»
Тема проекта : «В здоровом теле- здоровый дух!»
Тип проекта : длительный; практико-ориентированный; групповой.
Целевая аудитория: родители, педагоги, инструкторы ФЗК.
Участники проекта : воспитатель младшей группы Мамадалиева М. Ш., дети (28 человек) и их родители.
Сроки реализации проекта : ноябрь 2017 г. - март 2018 г.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „В здоровом теле — здоровый дух!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО «Физическое развитие» выделено в отдельную область, состоящую из следующих направлений: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Согласно последним статистическим данным Министерства образования и науки Российской Федерации XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников. В соответствии с государственными Стандартами педагогический процесс должен быть направлен на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Действительно, вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей - дошкольников. Усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждого ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни, поэтому мы считаем, что одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий (комплекс разнообразных форм и видов деятельности). В нашем детском саду сохранение и укрепление здоровья детей является одной из годовых задач, поставленных на год.
Как известно, здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день наблюдается неграмотность населения в области валеологичеких знаний (валеология-наука о здоровом образе жизни, а также потеря культа ведения здорового образа жизни. Развитие современных технологий ведет нас к все более малоподвижному образу жизни. Гаджеты, вредные привычки, отрицательная пропаганда СМИ оказывает негативное влияние на развитие нашей личности. Что говорить о ребенке? Когда его личность только находится на стадии формирования?
Период развития до 7 лет является наиболее значимым в развитии и становлении личности. Именно в это период формируется фундамент физического и психического здоровья. Очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Цель проекта : сформировать осознанное отношение к своему здоровью и необходимость здорового образа жизни.
Задачи проекта :
Обучающие:
Закрепить базовые валеологические понятия в речи детей;
Сформировать представление о здоровом образе жизни;
Научить детей приемам сохранения и укрепления своего здоровья.
Развивающие:
Развивать необходимые умения и навыки сохранения и укрепления своего здоровья;
Развивать осознанное отношение к своему здоровью.
Развивать познавательно- исследовательские умения;
Воспитательные:
Воспитать интерес к сохранению и укреплению своего здоровья;
Воспитать целенаправленное отношение к своей деятельности;
Воспитать у детей самостоятельность в работе, инициативу, организаторские способности;
Создавать условия для воспитания чувства единения с коллективом сверстников.
Предполагаемый результат: Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы; Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур; Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни; Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Компоненты проекта : Реализация проекта осуществляется в трех направлениях:
1. Работа с детьми на занятиях (ООД);
2. Работа с детьми вне занятий (игры и упражнения);
3. Работа с родителями (беседы, консультации, буклеты, оформление информационных стендов, родительские собрания, тренинги, спортивный праздник)
Этапы реализации проекта :
Ежедневная работа: профилактика плоскостопия; дыхательная гимнастика; упражнения на улучшения осанки; гимнастика после сна, релаксационные упражнения, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
I Этап: Подготовительный
- Диагностика детей и выделение уровней адаптации детей к ДОУ.
- Групповая консультация для родителей о целях и задачах внедряемого проекта.
- Дидактическое и методическое оснащение проекта.
II Этап: Основной (Практический)
Название блока Образовательная деятельность
Блок 1
«Я - человек».
Цель: Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах защиты себя; показать модели социального поведения.
1. Конспекты ООД по социальному развитию:
- «Я человек».
-«Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда».
- «Кто мы?»
- «Какие мы?»
- «Мы живые».
2. Познавательное развитие:
Дидактические игры: «Я- человек», «Одень Машу на прогулку», «Найди отличие», «Где чьи вещи».
3. Социально-коммуникативное развитие:
Серия бесед на тему: «Я-человек», «Я и мир животных», «Я и мир предметов», «Я и другие люди».
Продуктивные виды деятельности.
Изготовление папки-передвижки «Моя семья» .
2 Блок
«Как проходит наш день»
/режим дня/
Цель: Формирование у детей соблюдения режима дня, навыков самообслуживания, предупреждение переутомления детей, организация правильного питания.
1. Конспекты ООД по социальному развитию:
«Айболит проверяет здоровье детей» (ФЦКМ)
«День в детском саду» (речевое развитие)
2. Познавательное развитие:
- Игровая ситуация «Накормим куклу и уложим спать», «Всем на обед»; дид. игра «Собери витаминки»
3. Художественно-эстетическое развитие
Лепка витаминов для игрушек.
4. Социально-коммуникативное развитие:
Беседы на тему: Твой «режим дня», «Зачем соблюдать режим дня», «Полезные и вредные продукты», «Питайся правильно», «На зарядку становись», «Мои увлекательные занятия».
3 Блок
«Правило «нельзя»/ «Опасность»
Цель: Рассказать о правилах поведения на улицах города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руки с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате, разъяснить правило «нельзя».
1. Социально-коммуникативное развитие:
Беседы на тему: «Ребенок дома», «Спички не тронь, в спичках огонь», «Действия при возникновении пожара», «Электроприборы», «Удобная обувь, одежда», «Правила поведения на улице», «Светофор», «Будь внимательнее!», «Я маленький пешеход».
2. Познавательное развитие:
Игровые ситуации: «Маша вышла на улицу», «Незнакомый человек».
3. Речевое развитие:
Заучивание стихов, чтение рассказов, стихов, сказок.
4 Блок
«Чистота- залог здоровья!» / правила гигиены
Цель: Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов; умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
1. Познавательное развитие.
Беседы на темы: «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья», «Водные процедуры по утрам», «Умывание», «Купание», «Уход за телом», «Правила поведения за столом», «Чистота залог здоровья», «Чистота игровой комнаты», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как я буду заботиться о своём здоровье»,«О здоровье и чистоте»., «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься утренней гимнастикой»,«Уточнение назначения предметов личной гигиены».
Дид. игры:"Кукла заболела", «Вымой кукле руки», «Мыльные перчатки. Пузырики», «Кукла Маша обедает».
2. Чтение художественной литературы:
- Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
- К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»;
- Н. Мигунова «Почему нужно чистить зубы».
3. Конспекты ООД на темы:
- «Учим куклу Дашу мыть руки» (ФЦКМ)
- «Почистим зубки» (ФЦКМ)
- "Нам водичка добрый друг" (экспериментальная деятельность)
-«Научим Хрюшу умываться» (Развитие речи)
- «В нашем саду растут витамины» (Рисование)
4. Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Айболит», «Семья», «Больница».
5 Блок
«Физкультура!»
Цель: Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения) .
1. Конспект ООД на тему: «Прогулка в в страну Здоровья».
2. Физкультурные занятия:
- «Репка».
- «В гостях у матрёшки».
- «Не боимся мы мороза».
- «Если хочешь быть здоров – закаляйся».
- «У солнышка в гостях»
- «Мы весёлые цыплята».
- Тематическая неделя «Зимние развлечения и забавы».
3. Подвижные игры: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Воробышки и автомобили», «Бегите ко мне», «Курочка и цыплята» и т. д.
6 Блок
«А знаете ли Вы?»/
Работа с родителями
Цель: привлечение родителей к участие в проекте. Вызвать заинтересованность.
Оформление папки «Оказание первой помощи».
Памятки для родителей :
«Правила хорошего тона во время беседы».
«Семь родительских заблуждений о морозной погоде».
Советы «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Как одевать ребенка в зимнее время года»
Беседы:
«Закаливание детей в современных условиях».
«Создание эмоционально – комфортного климата в группе».
«Движение – основа здоровья».
«Влияние физических упражнений на развитие организма ребёнка».
«Рациональное питание – залог здоровья у детей».
«Здоровый Образ Жизни ребёнка – профилактика многих болезней».
Консультации:
«Режим и его значение в жизни ребёнка».
«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
«Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста».
«Как приучить ребёнка к аккуратности».
«Наставником пусть будет предусмотрительность».
Буклеты: «Организация здоровьесберегающей среды дома», «Играем дома».
Наглядная агитация «Безопасность детей в быту»
Родительские собрания:
«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста».
«Формирование привычки к здоровому образу жизни».
«Пример взрослых – залог безопасности движения».
Оформление уголка здоровья для родителей.
Итоговое мероприятие проекта
«Мы выбираем здоровый образ жизни!»
III Этап: Заключительный.
• Повторная диагностика детей.
• Анализ полученных результатов.
• Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы - развлечение «Мы растём здоровыми».
• Рекомендации родителям.
• Подведение итогов проекта.
Риски:
Непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации.
Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:
Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Итоги проекта :
Через систему комплексной физкультурно-оздоровительной и профилактической работы повысился уровень состояния здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Были достигнуты успехи в совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур. Повысился уровень двигательной активности детей, развитие физических качеств. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Список литературы:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Тарасова, Т. А. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр) / Т. А. Тарасова, Л. С. Власова. -М. : 2008.
3. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012.
4. Никонорова, Т. С. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок»/ Т. С. Никонорова, Е. М. Сергиенко. - Воронеж 2007.
5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
6. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
7. Щербак, А. П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении»/ А. П. Щербак. –М. : 2010
8. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н. С. Голицына, И. М. Шумова.
9. Программа «Здоровый малыш» / под редакцией З. И. Бересневой. –М. : Сфера, 2004.
10. Моргунова, О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ/ О. Н. Моргунова. -М. : Сфера, 2006.
11. Кулик, Г. И. Программа развития «Школа здорового человека»/ Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. - М. : 2006.